ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ - Страница 4

На момент Октябрьской революции в странствии находилось порядка двух – трёх тысяч активных странников. По мнению одних исследователей, новую власть истинно православные христиане странствующие встретили без враждебности, видели в ней освобождение от религиозного притеснения; по мнению других исследователей, советскую власть они не приняли, считая её (как и любую власть) сатанинской. Подавляющее большинство странников покинули скитальческий образ жизни и вступили в права советских граждан, стали жить открыто, организовывать свои коллективы, кооперативные артели, строить молитвенные дома, что продолжалось до 1930 г., когда их вновь начали преследовать, и самые активные снова перешли в подполье, «в странствие». В 1920 гг. начинается сближение истинно православных христиан странствующих с истинно православными христианами. При Никите Сергеевиче Хрущеве странников осуждали за антисоветскую деятельность; в брежневские времена заставляли принимать паспорта и осуждали за тунеядство. При советской власти стало совершенно невозможно скитское спасение в лесах, скиты обычно делали в доступности от деревень, чтобы местные христолюбцы могли иметь общение с христианами и помогать им, но власти через лесников и егерей быстро узнавали о скитах и разоряли их. За время преследований многие пределы были опустошены полностью (например, Каргопольский, Пермский, Казанский). Странники стали проживать преимущественно в домах странноприимцев, образовались крупные общины в Средней Азии, где притеснение было не столь сильным. Численность бегунов в конце XX в. составила около 30 тыс. человек, они представляют собой мелкие разрозненнее общины, ведущие «катакомбный», замкнутый образ жизни, не признают гражданские и церковные законы и скрываются в глухих местах Сибири, северного Урала, Оренбургской, Ярославской, Ивановской областях, Крайнего Севера европейской части России. Также в Западной Сибири есть скиты и поселения странников-безденежников (центр находится в тайге Томской области), семьи, их поддерживающие, есть в Московской, Тверской и Ярославской областях и на Урале. От статейников-корнило-федоровцев осталось несколько семей в Ярославской и Ивановской областях. Странники-статейники ныне живут в Новосибирском, Новокузнецком, Екатеринбургском, Курганском, Пермском, Ярославском, Казанском пределе, в Коми. Сейчас в «странствии», в основном, престарелые бабушки (обычно «выходят в странствие» в старости или при смертельной болезни – выписываются с места жительства, уничтожают паспорт, несут шестинедельный пост и крестятся), людей среднего возраста и молодёжи немного. Странноприимцы, открыто проживающие в миру с документами, являются в церкви оглашенными. Молятся странники только на свои иконы, сделанные другими странниками, сами льют нательные кресты, катают свечи. Стол и посуда у христолюбцев и христиан (странников) разные.



 
PR-CY.ru