ИДАЦИЙ КЛАР и ИТАЦИЙ - Страница 2

Положение изменилось после убийства императора Грациана и прихода к власти в Галлии, Испании и Британии полководца Магна Максима (383 г.). Итаций обратился к новому императору и с целью осуждения ереси добился созыва большого Собора галльских и испанских епископов в Бурдигале (384 г.). Со стороны обвинения выступили Идаций Клар и Итаций. Осуждённый Присциллиан апеллировал к суду императора. Однако Идацию Клару и Итацию удалось предупредить его действия. Собор, состоявшийся при дворе императора в городе Треверы (ныне Трир, Германия), вновь осудил Присциллиана. Более того, Идаций Клар настоял на передаче еретиков в руки светских властей, и Присциллиан с ближайшими сторонниками был казнён (385 г.). Однако успех Идация Клара и Итация оказался недолгим. Поскольку казнь Присциллиана, которой добивались оба испанских епископа, была первым и долгое время единственным прецедентом смертной казни священнослужителя, обвинённого в ереси, то действия Идация Клара и Итация подверглись осуждению со стороны многих епископов. Среди противников Идация Клара и Итация были Амвросий Медиоланский и св. Мартин Милостивый, епископ города Туроны (ныне Тур, Франция). Оба святителя, ревностные противники присциллианской ереси, были возмущены неканоническими действиями испанских епископов. Смена власти, падение узурпатора Магна Максима (388 г.) и возвращение императора Валентиниана II пошатнули положение Идация Клара и Итация. В делах церкви император следовал советам Амвросия Медиоланского. К тому же в глазах новой власти испанские епископы скомпрометировали себя близким общением с узурпатором. По свидетельству Сульпиция Севера, Итаций после нескольких церковных судебных разбирательств был осуждён и лишён сана Собором епископов (точная дата и место заседаний этого Собора исследователям неизвестны). Идаций Клар, добровольно сложив сан, впоследствии безуспешно пытался вернуть себе кафедру, однако, по сообщению св. Исидора Гиспальского, был отлучён от церкви и скончался в ссылке. Исследователи полагают, что это произошло до смерти Валентиниана II (15 мая 392 г.), поскольку св. Исидор датировал кончину Идация Клара правлением императора Феодосия I Великого (379–395 гг.) и Валентиниана II. Проспер Аквитанский относил отлучение епископов к 389 г. При этом Проспер Аквитанский (как и впоследствии Исидор Гиспальский) называл Итация Урсакием, заменив, по мнению исследователей, редкое греческое имя (Итакиец – один из эпитетов Одиссея, от названия острова Итака) более популярным латинским. По свидетельству св. Исидора Гиспальского, Идаций Клар составил апологию против Присциллиана, «в которой, опровергая учение Присциллиана и коварство его злодеяний, он показывает позорные деяния его похоти, указывая, что некий Марк из Мемфиса, весьма сведущий в искусстве магии, был учеником Мани и учителем Присциллиана» (это сочинение не сохранилось). По мнению Г. Чедвика, эта «апология» (вернее, обвинительная речь) была представлена Идацием Кларом на Соборе в Цезаравгусте, и в ней был описан ранний период распространения присциллианства. Исследоатели полагают, что она послужила источником для Сульпиция Севера.



 
PR-CY.ru