ИСИДОР ПЕЛУСИОТ - Страница 9

Исходя из содержащихся в письмах аллюзий, исследователи предполагают, что около 115 адресатов проживали в Пелусии и почти все так или иначе были связаны с Египтом, а точнее, с приморской восточной частью дельты Нила, на север от Синая. Даже если автор писем обращается к высоким имперским чиновникам или иерархам, его письма к ним так или иначе касаются вышеназванного региона. Таким образом, просопографические указания корпуса писем либо не противоречат, либо полностью соответствуют эпохе и местности, в которой жил Исидор Пелусиот, чего исследователи не могут сказать, например, о корпусе писем Нила Анкирского, где часто встречаются анахронизмы, например, титулы и должности VI в. перемешаны с титулами V в. По мнению Эвьё, те письма, которые рассматриваются критически настроенными учёными как выдержки из сочинений разных античных и христианских авторов, являются не столько прямыми цитатами, сколько творческой переработкой этих источников. Однако проблему исследователи видят в том, сделал ли эту переработку сам Исидор Пелусиот или позднейшие компиляторы и собиратели его писем. Исследователи отмечают, что для Исидора Пелусиота характерен утончённый стиль и прекрасный греческий язык, его письма свидетельствуют о классическом образовании и риторических способностях автора. До принятия священства Исидор Пелусиот был софистом, поэтому когда в письмах он использует риторические обороты или даёт педагогические советы, это исходит из его собственного опыта. Особое доверие, которое питают к нему адресаты писем, заставляет исследователей предполагать в них его бывших учеников. Исидор Пелусиот знает и цитирует Гомера, Исократа, Эсхина, Демосфена, Ксенофонта, Фукидида, Платона, Аристотеля, других античных авторов и подражает их языку. Основываясь на классических образцах, он даёт наставления проповедникам, какой должна быть речь: правдивой, простой, ясной, точной и, как правило, краткой. Таким исследователи называют стиль самого Исидора Пелусиота: он приступает к сути обсуждаемого вопроса, избегая длинных вступлений и приветствий, использует классические для греческой риторики фигуры речи (антитеза, парадокс, оксиморон, метафоры и др.). Назначение риторики Исидор Пелусиот видит не в том, чтобы она делала речь красивой и приятной для слуха, а в том, чтобы наставляла слушателей в истине. Гарантом действенности слова являются добрые дела и праведная жизнь говорящего. Исследователи отмечают, что большинство писем представляет собой краткие ответы на вопросы экзегетического и нравственного характера. Лишь немногие являются своего рода «богословскими трактатами»: к Карпократу «О несуществовании судьбы», «К чадам эллинским», к схоластику Кассию. Исидор Пелусиот критикует языческие мифы и обычаи, но всегда с уважением отзывается о древних языческих авторах, таких как Сократ, Платон и Элий Аристид, полагая, что христианин может и от их писаний получить пользу. Из церковных писателей он особенно часто цитирует или пересказывает Климента Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также «Физиолог» и антимаркионитский флорилегий.

 



 
PR-CY.ru