ИСАИЯ, Поликин Иван Фёдорович

ИСАИЯ, Поликин Иван Фёдорович (1830/1831 – 1871 гг.) – иеромонах, член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий. Родился в семье дьячка Вазенского прихода Онежского уезда Архангельской губернии. Окончил Архангельскую духовную семинарию, в 1853–1857 гг. учился в Санкт-Петербургской духовной академии, получил степень кандидата богословия. В 1856 г. И.Ф. Поликин был зачислен в состав 14-й Пекинской духовной миссии, которую возглавлял архимандрит Гурий (Карпов), в январе 1857 г. принял монашеский постриг с именем Исаия в честь преподобномученика Исаии Синайского, затем рукоположён во диакона и во иерея. В 1858 г. миссионеры прибыли в Пекин. Исаия изучал китайский язык и конфуцианство у китайских учителей и благодаря усиленным занятиям в течение трёх лет смог вкратце познакомиться с канонами древнекитайской классической письменности. Касаясь предварительных результатов работы с китайскими (на труднодоступном языке вэньянь) и иностранными источниками, в частности, с трудами по конфуцианской философии, Исаия в отчёте, представленном главе миссии 20 января 1860 г., сообщал: «Несмотря на то что у меня переведены и записаны вчерне (канонические) книги: «Чжун-юн», «Лунь-юй» и книга «Мэн-цзы», я не могу представить... никакой учёной статьи до тех пор, пока не прочитаю все 13 цзинов (канонов), или, по крайней мере, пока достаточно не ознакомлюсь с книгами: «И-цзин», «Ши-цзин» и «Чжоу-ли». Только тогда, получивши ясное представление о всей философии конфуцианства, я могу составить о нём своё мнение, не опасаясь того, чтобы мне не пришлось впоследствии от него отказаться» (Санкт-Петербургский Главный архив). Одновременно Исаия (также при помощи китайских учителей) знакомился с образцами современной китайской литературы, руководствуясь потребностями российского внешнеполитического ведомства, нуждавшегося в получении достоверной информации из Пекина о крестьянской войне тайпинов (1850–1864 гг.). С этой целью он на основе переведенных им двух китайских брошюр, снабжённых комментарием, подготовил в 1860 г. текст под названием «Заметки китайца об инсурекции и инсургентах в Китайской империи». Работа вызвала у специалистов в Санкт-Петербурге некоторые критические замечания и возражения по поводу правильности русского перевода. В ответ на критику в 1861 г. автор прислал в Азиатский департамент Министерства иностранных дел обстоятельные разъяснения с приложением оригинального китайского текста в подтверждение собственного перевода (работа Исаии так и не была опубликована). Исаия принял участие в формировании китайской православной общины, заслужил признание у китайцев. Жители деревни Дундинань близ Пекина в 1861 г. обратились к нему с просьбой о крещении, и он окрестил несколько семей. Впоследствии неоднократно ездил туда, совершал богослужения, проповедовал, а также оказывал местным жителям медицинскую помощь. Инициировал постройку в деревне молитвенного дома во имя Иннокентия Иркутского, 5 апреля 1863 г. совершил его закладку, 14 июля того же года служил в нём первую литургию, на которой присутствовали местные христиане и некоторые язычники. Исаии приходилось учитывать изменение задач Пекинской духовной миссии после её подчинения в 1863 г. непосредственно Святейшему Синоду, заинтересованному в активной пропаганде православия в Китае. По новому положению (от 24 июня 1863 г.) точный срок пребывания миссионеров в Китае, составлявший тогда шесть лет, был отменён. Самые талантливые члены миссии могли оставаться для службы в Китае на неопределённое время. Исаия ненадолго съездил в Россию и в 1866 г. вернулся в Пекин.

 



 
PR-CY.ru