ИОРДАНИЯ - Страница 29

На территории Иордании сохранилось значительное число сооружений эпохи Омейядов (661–750 гг.). Мечеть традиционного раннеарабского типа, соединяющая гипостильный зал с открытым пространством, раскопана в цитадели Аммана (начало VIII в.). Упрощённый вариант (квадратное сооружение с внутренними портиками вдоль стен) представлен небольшой мечетью при замке Каср-эль-Халлабат (VIII в. ?); подобное здание раскопано и в Айле (середина VIII – середина IX вв.). При перестроенной мечети в Эль-Кастале сохранилась круглая башня (между 685 и 705 гг.), которую исследователи готовы трактовать как минарет, возможно, старейший сохранившийся в мире. В Аммане до нашего времени дошёл единственный раннеарабский городской дворец. Его монументальный вестибюль – крестообразное в плане сооружение с двумя айванами по сторонам от главного прохода (при реставрации перекрыт деревянным куполом, сомнительны не только его формы, но и сам факт наличия) – ведёт во внутренние помещения, в одном из которых (крестообразном) находился, по мнению исследователей, тронный зал. В Иордании сохранились и омейядские загородные замки, наиболее известные исследователям их аналоги находятся в Сирии и Палестине. Исследователи отмечают, что они примечательны соединением разнообразных римских и месопотамско-иранских строительных и декоративных приёмов. Их квадратная планировка с башнями восходит к римским лагерям, помещения (парадные и частные покои, мечети, бани) располагаются вокруг внутреннего двора, стены украшены стукковыми рельефами, мозаиками и фресками, часто с антропоморфными изображениями. Из ранних комплексов исследователи выделяют Эль-Касталь (между 685 и 705 гг., 68х68 м) к югу от Аммана; в здании бань исследователи обнаружили напольные мозаики высокого качества с изображениями льва, пожирающего вола, и леопарда, когтящего газель. В замке Аббасидов в Хумайме (начало VIII в.) обнаружены остатки фресок с растительными мотивами и изделия из слоновой кости (сейчас в музее Акабы). Исследователи отмечают, что особой архитектурной цельностью и сохранностью отличается компактный (35х35 м) замок Каср-эль-Харана (около 710 г.) к востоку от Аммана, имеющий уникальные своды помещений второго этажа. От замка Кусайр-Амра (после 711 г., возможно 730 гг.) сохранились только бани с ансамблем раннеисламской фигуративной живописи. Иконографическая программа фресок связана с прославлением власти халифа и включает самые разнообразные сюжеты, восходящие преимущественно к римской традиции: халиф и правители шести стран, небожители и аллегорические фигуры, царские охоты и спортивные состязания, труды человека и три его возраста, танцующие и музицирующие люди и животные, обнажённые женщины, карта звёздного неба. Фрески различаются по качеству исполнения, во многом повреждены при реставрации. Стилистически они близки к приёмам рисунка, живописи и рельефа ранневизантийского и сасанидского круга и, по мнению исследователей, были исполнены местными мастерскими, относящимися к христианской традиции.

 



 
PR-CY.ru