ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 12

Отличительной архитектурной особенностью храма исследователи считают четыре полукруглые в плане ниши – на южном и северном фасадах и в западной стене боковых рукавов. Е. Такаишвили зафиксировал остатки росписи, но уже при нём церковь была руинизирована и служила в качестве сеновала и сушильни для фруктов. Тетраконх Мухладжигилиси (Тао; 9,24х9,24 м) находится в 1,5 км к северу от церкви Отхтаэклесиа на правом берегу реки Отхтаэклесиис-цкали. Сложен из штучного камня. Апсиды, примыкающие непосредственно к центральному (очевидно, подкупольному) квадрату, заключены в прямоугольные рукава. Между восточным и северным рукавами был расположен жертвенник с апсидой. По мнению Е. Такаишвили, такой же конструкции диаконник был и с юго-востока. Из-за обрушения купола церковь исследователи датировать не могут. Купольная церковь типа тетраконх Сухбечи (V–VI вв.; Тао) расположена к северу от Ишхани на горе Кариели (Карьол) на высоте 1800 м. Здание (около 7,5х7,6 м) имеет более поздний западный притвор (длина около 4 м). Восточная, южная и северная апсиды непосредственно, без бем, примыкают к подкупольному квадрату, снаружи имеют полукруглые очертания. Вход с запада, два окна – с юга и востока. По предположению Е. Такаишвили, изучавшего уцелевшие нижние части стен, сложенных из ровных рядов «слегка обработанного» камня, барабан церкви имел восемь граней и опирался на тромпы. Среди местного отуреченного грузинского населения сохранилось предание о том, что известь для постройки церкви разводили молоком от коров, которые паслись на слонах гор. Купольную церковь Экеки (вторая половина IX в.; Тортоми; 9,07х6,55 м) Беридзе называет одним из лучших памятников Тао-Кларджети. Она находилась в гористой местности недалеко от одноимённого села, близ Тортомской крепости, в верховьях ущелья реки Тортоми (Тортум). Первым её посетил Н. Саргисян, более детально изучила экспедиция Е. Такаишвили в 1917 г. Строение исследователи относят к типу полусвободного креста с тремя рукавами. Пастофории имели апсиды. Купол опирался на стены с помощью парусов, в которые были вписаны декоративные тромпы. Входы были сделаны в южном рукаве (заложен мусульманами) и с северной стены западного рукава. В северном рукаве были устроены деревянные хоры. Барабан (высота 5,2 м) восьмигранный, с восемью арочными окнами, снаружи был украшен декоративной аркатурой на двойных витых жгутах. Базы и импосты на барабане были отмечены неглубоко резанным орнаментом. Фасады и барабан облицованы чистоотёсанными квадрами тёмно-красного цвета, более крупными в кладке нижнего яруса церкви. На фасадах сохранялись фрагменты лапидарных надписей, сделанных на грузинском (асомтаврули) и греческом языках, в которых упоминались Пресвятая Богородица, архангелы Михаил и Гавриил, святитель Николай. По мнению Е. Такаишвили, это указывает, что главный придел церкви был посвящён Пресвятой Богородице, жертвенник – архангелам Михаилу и Гавриилу, диаконник – святителю Николаю. Также справа от окна южного фасада были устроены солнечные часы с обозначением цифр письмом асомтаврули. Окна фасада и тимпаны входов были украшены профилированными арочными навершиями с горизонтальными отворотами. Под алтарным окном находился резной мальтийский крест; под окном диаконника и в тимпане южного входа – крест в круге. Конхи двух треугольных в плане глубоких ниш восточного фасада (диаконник и жертвенник) были украшены веерным рисунком.

 



 
PR-CY.ru