ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 8

Alleluiatici, антифоны со словом «аллилуйя» (чаще всего в конце песнопения), исполнявшиеся в качестве второго антифона на вечерне и третьего элемента missae на утрене, имеют такую же музыкальную структуру, как и другие антифоны, но в большинстве случаев их мелос более украшен. В дни Великого поста слово «аллилуйя» опускали, но alleluiatici со стихами аллилуйных псалмов оставались. Гимны исполнялись на вечерне, утрене и часах, но в рукописях, как правило, не нотированы (за исключением некоторых инципитов), по мнению исследователей, из-за того, что их мелодии были достаточно простыми для запоминания. Versus, согласно надписанию в Леонском «Антифонарии», пелся в соединении с гимном. Это песнопение состоит из сольной речитации с мелизмой (украшением) на последнем слоге и ответного стиха с похожей мелодией, исполнявшегося хором. Стиль распева versus, как и антифонов, невматический. В рукописях они обозначаются так же, как стихи респонсорных песнопений (за исключением sonus и sacrificium, стихи которых пронумерованы римскими цифрами). Psallendum – антифонное песнопение во время процессии в конце вечерни и утрени, исполнявшееся, как правило, не со стихом, а со «Слава, и ныне:». Само песнопение обычно имеет небольшое украшение, «Слава, и ныне:» не нотировано. Preces (лат. – прошения) – силлабические или умеренно-невматические песнопения вечерни, часов и мессы на ритмизованные поэтические тексты покаянного характера. По мнению исследователей, они были перенесены в кафедральную традицию из монастырской. Preces состоят из нескольких сравнительно кратких строф, которые чередуются с кратким рефреном, называемым indulgentia. В мелодическом отношении рефрен либо отделён от строфы, либо является её окончанием. Сами прошения содержат латинский алфавитный акростих и потому в некоторых источниках названы «abecedaria». Этот жанр появился не позднее VII в. и является общим для испано-мосарабской и галликанской традиций. Особенно часто preces исследователи встречают в толедских рукописях традиции «B». Нотированных preces сохранилось немного. Исследователи особо выделяют украшенные песнопения в составе девятого часа Великой пятницы. Исследователи отмечают, что мелодии в испано-мосарабских и галликанских источниках в подавляющем числе случаев разные. Утреня в испано-мосарабском обряде является наиболее разработанной службой. Устав кафедральной утрени для седмичных, воскресных и праздничных дней различный. Антифоны псалмов на утрене схожи с антифонами вечерни. Антифоны для седмичных и воскресных дней имеют очень простые мелодии, для праздников – более сложные. Певшиеся в начале воскресной утрени три антифона из стихов Пс. 3, 50 и 56 (psalmi canonici; антифоны надписаны в рукописях как «Antiphonae de concordes») объединены общим мелодическим материалом. В состав утрени входило определённое количество missae (разделов из двух антифонов с alleluiaticus и респонсорием), число которых зависело от степени праздничности конкретной службы. В древнейшем ядре испано-мосарабских служб мелодический состав элементов каждого такого раздела не был однородным, в некоторых более поздних missae отмечается тенденция к унификации.

 



 
PR-CY.ru