ИОИЛЬ, Труцевич - Страница 3

В 1634–1654 гг. в кутеинской типографии было напечатано 15 книг. Некоторые издания снабжены написанными Иоилем предисловиями: «Брашно духовное, сиречь Псалмы» (1639 г.), «Трифологион, или Цветослов» (1647 г.), «Диоптра, албо Зерцало и изображение живота в мире сем человеческаго» (1651 г.), «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды; 1653 г.; в предисловии Иоиль пишет о необходимости словарей). Также в Кутеино были опубликованы: Новый Завет (1652 г.), «Гистория, альбо Правдивое выписание святого Иоанна Дамаскина о житии святых преподобных отец Варлаама и Иоасафа и наверненю индиян» (1637 г., в предисловии указано, что книга переведена кутеинскими иноками «заново с греческаго и словенскаго на русский язык»), «Букварь языка славенъска» (1637 г.), «Дидаскалия, альбо Наука… о седми сакраментах» епископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского Сильвестра (Косова; 1637 г.), Псалтирь (1646 г., с посвящением Б.В. Стеткевичу-Заверскому) и др. В монастыре при Иоиле велось и книгописание, ряд рукописей сохранился в собрании Егора Егоровича Егорова в Российской государственной библиотеке. В обители действовало училище, сложились певческо-музыкальная, иконописная, граверная школы, развивались ремёсла. По сообщению Афанасия (Филипповича), с 1630 гг. Иоиль (которого Афанасий называет «мужем святолюбивым») поддерживал контакты с русскими властями, регулярно давал рекомендательные письма западнорусским православным священнослужителям и представителям монастырей, ехавшим в Россию для сбора пожертвований. Афанасий (Филипповия), направляясь в Москву в феврале 1638 г., в условиях, когда ещё сохранялась напряжённость на западнорусских землях после недавнего казацкого восстания, вёз рекомендательное письмо от Иоиля к князю П. Трубецкому. Дать Афанасию письмо непосредственно в Москву Иоиль после совещания с братией отказался, вероятно, опасаясь преследований от польских властей. В 1648 г. с рекомендательным письмом от Иоиля Москву посетил игумен Бизюкова в честь Воздвижения Господня монастыря Гедеон, предложивший царю Алексею Михайловичу издать подготовленные им книги. Благодаря Иоилю кутеинские монастыри в 1650 гг. получили охранные грамоты от царя. В эти годы некоторые мастера и ремесленники начали покидать Кутеинский Богоявленский монастырь и переезжать в Москву. В Посольском приказе получал жалованье иконописец «старец Григорьица», вышедший «на вечное житие» в 7159 (1651) г.; его учеником стал вяземский посадский человек Давид, который «писал государево иконное письмо».

 



 
PR-CY.ru