ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ, Сарандапорский - Страница 4

Позднейшие списки месяцесловов с памятью Иоакима Осоговского сербского, молдавского и валашского происхождения весьма многочисленны. Не позднее 1785 г. имя Иоакима Осоговского было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещённый в «Истории вкратце о болгаро-словенском народе» (так называемой Зографской болгарской истории); перечень встречается и в отдельных списках, например, в сборнике 1810 гг. хиландарского происхождения. Память Иоакима Осоговского (устойчиво именуемого Сарандапорским или Сардипольским) с кондаком получает известность на Руси на рубеже XIV и XV вв., в эпоху «второго южнославянского влияния», в составе месяцесловной части тропарников Иерусалимского устава и Псалтири с восследованием. Память Иоакима Осоговского и песнопения в его честь и в дальнейшем остаются неотъемлемой частью этих месяцесловов, однако особого интереса к святому исследователи здесь не видят. По мнению исследователей, русские книжники XV–XVII вв. даже не знали о его славянском происхождении. Так, архимандрит Захария (Копыстенский) в «Палинодии» не упоминает Иоакима Осоговского в числе южнославянских святых, хотя достаточно подробно сообщает о святынях Сарандапорского (т.е. Осоговского) монастыря. Житие Иоакима Осоговского и посвящённые ему службы не получили на Руси известности: существующее в литературе указание на то, что его память содержится в русском Прологе XIII–XIV вв., исследователи считают ошибочным, т.к. речь идёт о рукописи, по мнению исследователей, болгарской (Исторический музей). Житие Иоакима Осоговского известно исследователям в пяти списках, которые восходят к общему протографу, но имеют ряд различий (в частности, в наборе сюжетов посмертных чудес), отражающих более поздние предания и фольклорные влияния. Житие по жанру близко к так называемому народному (безымянному) Житию Иоанна Рильского и является типичным описанием подвигов основателя монастыря, отражая литературные вкусы провинциального болгарского монашества. Житие было написано, по мнению исследователей, в ХIII или в первой половине ХIV вв. на основе древнего текста, созданного, как полагают исследователи, в начале ХII в. Житие не вошло в агиографический комплекс, составленный в Тырнове в ХIV в., и обычно переписывалось в сборниках с Житиями других западно-болгарских пустынников и/или сербских святых (Исторический музей). Его старший список, окончание которого утрачено, происходит из Германского монастыря (ХV в.); второй по старшинству список находился в составе Сборника служб сербским святым и Житий сербских святых (ХVI–ХVII вв.; погиб в апреле 1941 г., во время фашистской бомбардировки Белграда, но ранее был издан).

 



 
PR-CY.ru