ИЕРИЙСКИЙ СОБОР

ИЕРИЙСКИЙ СОБОР (10 февраля – 8 августа 754 г.) – церковный Собор, утвердивший иконоборческое учение. Осуждён как еретический седьмым Вселенским собором и Константинопольским собором 843 г. Источники, сообщающие об Иерийском соборе, весьма скудные: его деяния не сохранились, а вероучительное определение (орос) дошло лишь фрагментарно в составе Деяний седьмого Вселенского собора. Оно было включено в зачитывавшийся на шестом заседании седьмого Вселенского собора 6 октября 787 г. документ «Опровержение коварно составленного толпою христианообвинителей и лжеименного определения», автором которого предположительно был Константинопольский патриарх Тарасий. Фрагменты иконоборческого определения зачитывались Неокесарийским епископом Григорием, опровержения – сначала диаконом Великой церкви Иоанном, затем диаконом и кувуклисием Епифанием. Большинство исследователей признают цитировавшиеся фрагменты подлинными и не подвергавшимися редактуре иконопочитателей. Текст ороса Иерийского собора доступен либо в издании Дж. Манси, либо в отдельных современных изданиях. Другие источники исследователи считают менее достоверными. По большей части они относятся к 787–815 гг. («Житие Стефана Нового», исторические сочинения Феофана Исповедника и Константинопольского  патриарха Никифора I и др.) или ко второму периоду иконоборчества (богословско-полемические трактаты патриарха Никифора, «Scriptor incertus de Leone Armenio» и др.) и составлены с позиций иконопочитателей. Тем не менее, эти тексты дают исследователям представление о рецепции Иерийского собора в конце VIII – первой половине IX вв. Большинство источников приписывают инициативу созыва Иерийского собора императору Константину V. Это подтверждается и текстом ороса. Будучи воспитанным в иконоборческом духе и проявляя живой интерес к богословским вопросам, император Константин V в первые годы правления, в основном, занимался внешнеполитическими делами и только через десять лет после воцарения принял решение о созыве Собора. При этом созыву Иерийского собора предшествовали как сознательные меры, ослаблявшие авторитет и политическое влияние патриархата, так и упомянутые в «Хронографии» Феофана под 752/753 г. народные собрания (так называемые силенции). Но с формальной точки зрения император Константин V предпочёл намеренно отстраниться и лично присутствовал только на последнем заседании Иерийского собора. Вопрос о соотношении богословских взглядов императора Константина V и положений учения Иерийского собора исследователи признают неоднозначным: большинство учёных склонны полагать, что богословские труды императора – «Вопрошания» (восстанавливаемые на основе трактата Никифора Константинопольского «Apologeticus atque Antirrhetici») – предшествовали Иерийскому собору и содержали радикальные (как полагают исследователи, монофизитские) формулировки, позже отвергнутые или смягчённые участниками Иерийского собора. В действительности реконструируемый текст «Вопрошаний» не даёт исследователям оснований датировать его периодом до 754 г.: некоторые фрагменты политического содержания свидетельствуют о том, что они могли быть составлены как раньше (в ходе конфликта с Артаваздом), так и значительно позже – в середине 760 гг.

 



 
PR-CY.ru