ИОАНН

ИОАНН – митрополит Клавдиополя (ныне Болу, Турция; рубеж XI и XII вв.), автор антилатинского полемического сочинения «Слово об опресноках». Сведений о жизни Иоанна у исследователей нет. Сочинение сохранилось, по крайней мере, в 14 греческих рукописях в собраниях Москвы, Ватикана, Афона и др. Две древнейшие рукописи датируются XIII в. (Исторический музей). В начале произведения Иоанн осуждает обычаи опресноков, соблюдение субботы, вкушение удавленины и Filioque. Далее Иоанн критикует участие священников в военных действиях, соблюдение поста по Господским праздникам, если те приходятся на среду, пятницу или субботу. Иоанн считает, что латиняне, «исповедуя Христа, кажутся сопричисленными христианам, творя же опресноки, почитая субботы и имея некие очищения и окропления, иудействуют, а вкушая удавленину и кровь, уподобляются не ведающим Бога народам». Иоанн задаётся вопросом, как столь разные обычаи вошли в практику западных христиан? Объяснение латинян о том, что всё это они сохранили как устное предание апостолов, он решительно отвергает: апостолы не могли устно отменить то, что в своих посланиях наказывали соблюдать. Иоанн указывает, что эти нововведения появились позднее, после захвата Рима германцами. Далее Иоанн перечисляет ещё 16 заблуждений латинян и приводит выдержки из Священного Писания и сочинений отцов церкви, опровергающие законность данных обычаев. Выдержки из сочинения Иоанна впервые издал русский исследователь Алексей Степанович Павлов. В 1963 г. Жан Даррузес указал на двух упоминаемых в источниках митрополитов Клавдиополя с именем Иоанн, занимавших кафедру в 1090 гг. и в 1170 гг., и отождествил автора «Слова об опресноках» с первым из них. Он указал также на родство «Слова об опресноках» с сочинениями византийских полемистов, участвовавших в 1112 г. в диспуте с Петром Гроссолано, а также с анонимным сочинением «О франках и прочих латинянах», которое в рукописной традиции приписывается патриарху Фотию. В 1998 г. российский исследователь Игорь Сергеевич Чичуров опубликовал обнаруженный им текст под именем «митрополита России» Ефрема, близкий по содержанию к трактату «О франках...» и ставший прообразом этого сочинения. Издатель отождествил автора с Киевским митрополитом Ефремом (1054/1055 – 1061/1062 гг.). В 2001 г. российский исследователь Алексей Вадимович Бармин, издавший «Слово об опресноках» по московским рукописям, предположил, что поводом для создания текста послужили события первого Крестового похода и негативное отношение большинства представителей византийской элиты к крестоносцам и самой идее Крестовых походов. Вслед за Андже Поппе А.В. Бармин сделал вывод, что автором сочинения был не Киевский митрополит Ефрем, грек по происхождению, а св. Ефрем, митрополит Переяславский (киевский монах), в 1086 г. названный «митрополитом России» на одном из заседаний патриаршего Синода в Константинополе. Ошибку в титуловании Ефрема Переяславского А. Поппе и А.В. Бармин относят на счёт позднейших переписчиков рукописей. «Слово об опресноках», по мнению А.В. Бармина, вскоре после создания было отправлено митрополиту Ефрему Переяславскому, вероятно, самим Иоанном, с которым Ефрем мог познакомиться во время пребывания в Константинополе в 1080 гг.

 
PR-CY.ru