ИШОЯВ I

ИШОЯВ I, Ишояб («Иисус даровал») – католикос-патриарх Церкви Востока (582–595 гг.). Родился в провинции Бет-Арабайе (Арбайестан), расположенной к юго-западу от верховьев реки Тигр, с административным центром в Нисибине. В юности учился в Нисибинской школе под руководством  Авраама Бет-Раббанского и после его смерти возглавил школу (569–571 гг.). Затем был избран епископом Арзуна, пограничного округа на севере Бет-Арабайе, пребывал на этом посту десять лет. Ишояв I сообщал шаханшаху Хормизду IV (579–590 гг.) о передвижениях византийских войск у границ Ирана. Исследователи полагают, что по этой причине Хормизд поддержал его кандидатуру на выборах католикоса-патриарха в 582 г. По сведениям «Хроники Сеерта», после интронизации Ишоява I шаханшах разослал по провинциям указ местным властям советоваться с епископами при решении правовых и других важных вопросов. Это вызвало недовольство зороастрийских магов, считавших, что Хормизд «уважает христиан больше, чем все другие персидские цари». Согласно несторианским церковным историкам Мари ибн Сулейману (XII в.) и Амру ибн Матте (XIV в.), Ишояв I возглавил посольство, отправленное Хормиздом к византийскому императору Маврикию (582–602 гг.), который принял от Ишоява I исповедание веры и причастие, однако достоверность этого сообщения для исследователей сомнительна; они полагают, что авторы ошибочно отнесли к Ишояву I факт позднейшего посольства в Византию католикоса Ишоява II. В 585 г. Ишояв I созвал в Селевкии-на-Тигре церковный Собор, на котором было принято 31 постановление. Первое правило направлено против монофизитов и содержит развёрнутое изложение несторианского Символа веры, а второе осуждает тех, кто отказывались принимать толкования «великого экзегета» епископа Феодора Мопсуестийского, т.е. последователей Хенаны Адиабенского. К постановлениям Собора было приложено пространное письмо патриарха Иакову, епископа острова Дарай (ныне Тарут), с 20 правилами, которые касаются различных вопросов церковной практики, и ещё одно толкование Символа веры. От участия в Соборе отказались Нисибинский митрополит Симеон и митрополит Рев-Ардашира в Парсе Григорий с подчинёнными им епископами: первый был последователем Хенаны, второй поддерживал стремление епископов Парса к независимости от патриарха. В 590 г. к власти в Иране пришёл Хосров II. Вернувшись из Сирии, где получил военную помощь от византийцев в борьбе с узурпатором трона Бахрамом Чубином, он выдвинул против Ишоява I обвинения: Ишояв I не сопровождал Хосрова во время его бегства в Византию, не встретил шаха-победителя, не подготовил подобающий для него шатёр, и якобы молился об успехах узурпатора. Патриарх сумел оправдаться, однако, опасаясь гнева монарха, стал искать убежища у Нумана III ибн аль-Мунзира, христианского правителя вассального царства Лахмидов. Там Ишояв I заболел и умер в селении Бет-Куши (595 г.). Сестра (или дочь) Нумана Хинд с почестями похоронила Ишоява I в одном из построенных ею монастырей. После смерти Ишоява I Церковь Востока некоторое время оставалась без руководства до избрания католикоса-патриарха Савришо. Сохранился и издан трактат Ишоява I «О Трисвятом», в котором он предлагает отличную от византийских и других сирийских версию происхождения этого песнопения. Частично сохранились вопросоответы Ишоява I о церковных таинствах (утраченными считаются трактаты против Евномия и епископа-«еретика» (как полагают исследователи, монофизита), апология несторианства).

 
PR-CY.ru