ИОВ, Иоанн Иоаннович - Страница 5

В 1721 г. почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий монастырь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Голгофо-Распятский скит был объединён со Свято-Троицким скитом. После постройки в 1828 г. в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия (освящён 13 сентября 1830 г.) св. мощи Иова почивали под спудом в северном тёплом приделе в честь Успения Пресвятой Богородицы. 11 июня 2000 г. мощи были обретены в полуразрушенном храме в честь Распятия, ныне они почивают в храме Воскресения Христова у подножия Голгофы. Канонизация Иова совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиерейский юбилейный Собор 2000 г. установил общецерковное почитание Иова. Иконография Иова сложилась в Соловецком монастыре. Современные преподобному иноки изображали «внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина её доходила до трёх дланей и в конце раздвоялась». Согласно летописи Анзерского Голгофо-Распятского скита 1774 г., на горе Голгофе была «на западной стороне, противу церкви часовня деревянная, старая, покрыта тёсом… Гробница поставлена над иеромонахом Иисусом, столярной работы, выкрашена краской голубой, наверху крест осмиконечной с подножием, слова и трость и копие жёлтой краски» (Российская национальная библиотека). В Соловецком патерике упомянуто, что «усердием учеников блаженнаго старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображён лик преподобнаго». Изображение Иова на раке появилось после переноса её в ХIХ в. в церковь в честь Распятия Господня, когда «мощи внутри церковной трапезы оказались по левую сторону» (Российская национальная библиотека). По сведениям патерика, рака святого была в Успенском приделе этого храма. В описи Соловецкого монастыря начала ХХ в. сообщается: «Рака деревянная, вышиною 181/2, длиною 42, шириною 141/2 вершков, обтянута со всех сторон парчевою материею. На верху её образ основателя Голгофскаго скита иеросхимонаха Иисуса, написанный на доске длиною 43, шириною 151/2. Решётка с трёх сторон медная, литая, а с четвёртой – железная» (Государственный архив Архангельской области). Исследователи полагают, что иконография Иова сложилась только в ХIХ в., более ранние изображения исследователям неизвестны. Послушник Анзерского скита Александр, по мнению исследователей, монах Александр (Заливский) создал в 1850 гг. гравюру с изображением Соловецких чудотворцев. Исследователи полагают, что он является и автором иллюстрации с изображением Иова в рукописном Житии святого второй трети ХIХ в. (Российская национальная библиотека). На Иове схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь.

 



 
PR-CY.ru