ИАННУАРИЙ - Страница 11

Прямоугольное трёхнефное пространство (12х9 м) в стиле североитальянского Возрождения имеет кессонированный потолок и стены, облицованные мрамором. Скульптурное убранство создано мастером из Комо Томмазо Мальвито, который, как полагают исследователи, был и архитектором (приписывается также Донато Браманте). После избавления от чумы и войн 13 января 1527 г. жители города дали обет построить новое здание соборной ризницы. Старшины назначили специальную Депутацию королевской ризницы (Deputazione della Real Cappella del Tesoro) из 12 человек, ответственную за строительство (Депутация заведует капеллой до настоящего времени). Капелла-ризница была сооружена в 1608–1637 гг. по проекту архитектора Франческо Гримальди. Освящение состоялось 16 декабря 1646 г., в тот же день в капеллу была перенесена глава Ианнуария. Капелла пристроена к западной части южного фасада собора, роскошная бронзовая решётка входа выполнена по рисунку (1628 г.) крупнейшего неаполитанского скульптора и архитектора К. Фандзаго (окончена в 1668 г.). Центрическое здание, которое является модификацией базилики св. Петра в Риме (1506–1626 гг.), имеет план равноконечного, так называемого греческого, креста и завершается куполом на высоком двухсветном барабане. Обширность залитого золотым светом (жёлтые витражи огромного итальянского окна над главным алтарём) подкупольного пространства подчёркнута очень неглубокими рукавами. В куполе расположена фреска Джованни Ланфранко «Рай» (1643 г.), паруса и люнеты расписаны другим римским художником – Доменикино, кисти которого принадлежат также запрестольные образы левого (казнь Ианнуария) и четыре расположенных по диагонали (чудеса Ианнуария) алтарей. Это – последний цикл работ мастера (1630–1641 гг.). Из-за зависти местных художников Доменикино пытался уехать из Неаполя, но после того, как по приказу Депутации семья художника была задержана, вернулся и работал в городе до самой смерти. Образ в правом алтаре («Ианнуарий выходит невредимым из печи», 1646 г.) сделан соперником Доменикино испанским художником Хосе де Риберой. Главный престол сделан из порфира (Франческо Солимена, 1706 г.) и украшен антепендием с горельефом из серебра (Г.Д. Виначча, «Перенесение мощей Ианнуария из Монтеверджине в Неаполь», 1692–1695 гг.). Стены главного алтаря оформлены нишами, в которых установлены бронзовые фигуры святых, а также серебряные бюсты небесных покровителей Неаполя (вместе со стоящими в смежных помещениях их 51, они составляют уникальный ансамбль конца XVII–XIX вв.). В капелле в реликварии из позолоченного серебра (1304–1306 гг.), выполненном французскими мастерами, хранится глава Ианнуария.

 



 
PR-CY.ru