ИСИДОР - Страница 4

Исследователи предполагают, что изображение здесь Исидора, не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греческих островах святого, претерпевшего мученическую кончину на острове Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, по мнению исследователей, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика Исидора в «Ерминии». Он изображён с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачён в хитон и плащ, застёгнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания Исидора на острове Наксос исследователи приводят также фреску с фрагментом его изображения в церкви апостола Иоанна Богослова близ Халки (вторая половина XIII в.) на южной грани северо-западного пристенного пилона. Позже, как полагают исследователи, после иконоборчества, сложился иной иконографический тип Исидора – с тёмными взлохмаченными волосами и короткой чёрной бородой. Так он представлен в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (1030–1040 гг.); в церкви Иоанна Златоуста в Керами на острове Наксос (вторая половина XIII в.). В средневизантийское время наибольшее распространение получили образы Исидора с короткой округлой бородой, как, например, в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.); в церкви Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366 г.). В поствизантийской живописи Исидор изображался среди мучеников и воинов: в соборе монастыря Варлаама в Метеорах (1548 г.) – средовек с тёмными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе монастыря Преображения в Метеорах (1552 г.). Сцена усекновения главы Исидора представлена в росписи кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546–1547 гг., мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)). В Венеции для мощей Исидора в северном трансепте собора Сан-Марко в середине XIV в. была устроена капелла. Её свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в том числе с сюжетом перенесения мощей. Ещё один цикл сохранился в росписи наоса церкви мученика Исидора в селении Какодики близ Канданоса на острове Крит (1420-1421 гг.); он состоит из четырёх сцен: Исидор перед правителем; Исидор, раздираемый двумя лошадьми; Исидор в темнице; усекновение главы Исидора. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития Георгия Победоносца. В древнерусском искусстве полуфигурное изображение Исидора сохранилось в церкви праведного Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде (1460 г.) – средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке.

 



 
PR-CY.ru