ИРИНАРХ - Страница 2

В третий раз преподобный Сергий явился Иринарху через несколько дней после сильного натиска интервентов 31 июля 1609 г. Согласно «Сказанию...», в этот раз Сергий сообщил Иринарху о том, что он ночью послал в Москву трёх учеников: преподобных Михея, Варфоломея и Наума, «и воры и Литва видяшя их». Иринарх поведал о новом явлении преподобного Сергия воеводам (князю Григорию Борисовичу Роще Долгорукому и Алексею Ивановичу Голохвастову) и защитникам обители. Во время боевых действий русские воины «взяшя языка нарочита шляхтича», подтвердившего во время пыток, что накануне на польско-литовский лагерь из обители напали три неведомых им старца, которых они не смогли поймать. По словам Авраамия (Палицына), троицких старцев видели «на Москве, пришедших со множеством хлебов печеных на возилех на Троицкое подворие в Богоявленской монастырь; и невидими бышя». Скупые сведения о жизни Иринарха в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии Дионисия (Зобниновского), которое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно Ольге Андреевне Белобровой, в 1648–1654 гг. Агиограф, не называя Иринарха по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (Иринарх), который приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда Иринарх звонил, Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. Иринарх был погребён в Троице-Сергиевом монастыре. Местное почитание Иринарха началось во второй трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). Иринарх отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (Российская государственная библиотека). По наблюдениям архимандрита Леонида (Кавелина) и Николая Платоновича Барсукова, в конце XIX в. в Троице-Сергиевой лавре Иринарх почитался местно. Канонизация Иринарха совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Иконография Иринарха не разработана. Его образ, выполненный в живописной светотеневой манере, известен исследователям только по росписи церкви Явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре (1842 г.(?), поновление – 1871, 1947 гг.). Полуфигура святого вполоборота вправо, в монашеской мантии и епитрахили, помещена на северной стене в верхнем регистре в ряду изображений учеников Сергия Радонежского. У Иринарха длинные, немного вьющиеся волосы, разделённые на прямой пробор, и окладистая седая борода до середины груди; на правой, прижатой к груди руке – чётки, левая поднята в молении; подпись: «Св. преп. Иринарх». Исследователи полагают, что Иринарх представлен на некоторых житийных иконах Сергия Радонежского в клеймах, иллюстрирующих события осады Троице-Сергиева монастыря отрядами польско-литовских интервентов в 1608–1610 гг.



 
PR-CY.ru