ИОНА - Страница 5

Св. Колумба просил царя Бруде покровительствовать монахам, которые находились вдалеке от Ионы. Сведения об «общине Ионы» исследователи раньше интерпретировали как важнейшее доказательство существования в Ирландии «монастырской церкви». Дж. Кенни полагал, что в VI в. в Ирландии произошло «нечто вроде революции, в результате чего церковная организация и руководство стали преимущественно, если не исключительно, монашескими», причём Иона была «самой могущественной в Ирландии церковной организацией», а настоятелей монастыря «называли главами ирландской церкви». К. Хьюз наиболее полно сформулировала концепцию «монастырской церкви» в раннесредневековой Ирландии как совокупности ряда «парухий» (paruchiae), монастырских конгрегаций, управлявшихся аббатом в сане пресвитера. По мнению К. Хьюз, формирование конгрегаций стало результатом широкого аскетического движения, которое развернулось в Ирландии во второй половине VI в. Однако в работах исследователей 1980 и 1990 гг. (Р. Шарпа, К. Этчингема) сложившиеся представления о «монастырской церкви» были поставлены под сомнение. Подчёркивались различия между «общиной Ионы», состоявшей из монашеских обителей, и «парухиями» крупных епископских кафедр, которые не являлись монастырскими объединениями. Не исключая существования в Ирландии других монастырских конгрегаций (например, «общины Комгалла» с центром в Беннхоре; ныне Бангор, Северная Ирландия), исследователи указывают на уникальность этого явления для раннесредневековой Западной церкви. По мнению М. Херберт, решающее влияние на развитие монастырской конгрегации оказала деятельность св. Колумбы как руководителя монашеской общины и как аристократа из династии И Нейл, однако принципы функционирования «общины Ионы» остаются для исследователей не вполне ясными. Согласно К. Этчингему, монашеская община и епископская кафедра могли существовать в одном церковном поселении. Так, Иона была монастырской конгрегацией, но в первой четверти VIII в. на острове находилась также и резиденция епископа. В таких случаях исследователям сложно разделить сферу полномочий епископа и аббата. Достоверность описания Ионы у Беды Достопочтенного, которое долгое время рассматривалось как важнейшее свидетельство существования «монастырской церкви» («Как правило, этим островом всегда управляет аббат-пресвитер, власти которого должна подчиняться вся провинция, даже епископы, что необычно, по примеру их первого наставника, который был не епископом, но пресвитером и монахом»), исследователи готовы подвергнуть сомнению. В повествовании Беды Достопочтенного есть, по мнению исследователей, неясности: историк сообщает, что нортумбрийская миссия VII в. была организована на острове Иона, откуда в Англию присылали епископов-монахов (ср. о св. Аэдане – «monachus ipse episcopus Aedan»). Руководство миссии размещалось на острове Линдисфарн, где вместе с епископским клиром проживала община монахов. Эти сведения не позволяют исследователям усомниться в принадлежности Линдисфарна к конгрегации св. Колумбы.

 



 
PR-CY.ru