ИПАТИЙ I

ИПАТИЙ I (ум. после 537 г.) – епископ Эфесский, православный богослов. Наиболее хорошо известный исследователям период деятельности Ипатия I – 530 гг. В Житии Саввы Освященного, составленном Кириллом Скифопольским, Ипатий I фигурирует как лицо, пользовавшееся доверием императора Юстиниана I. Кирилл сообщает, что во время последнего визита преподобного Саввы в Константинополь (апрель 531 г.) Ипатий I, Константинопольский  патриарх Епифаний и скевофилакс Великой церкви Евсевий встретили Савву и препроводили к императору. В 532/533 г. Ипатий I председательствовал со стороны православных на диспуте с монофизитами (севирианами), организованном императором Юстинианом I. Судя по сообщению Иннокентия Маронийского, Ипатию I принадлежит большинство контрдоводов в опровержение монофизитов. В частности, в первый день диспута, подвергая сомнению цитаты из творений св. отцов, приводимые монофизитами в свою защиту, Ипатий I первым отверг подлинность сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту. В качестве аргумента он отметил отсутствие упоминания об этих сочинениях у св. отцов более раннего времени. Ипатий I, не говоря открыто, дал понять оппонентам, что считает сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, подделкой монофизитов. На третий день диспута в присутствии патриарха Епифания император Юстиниан предложил теопасхитскую формулу (Един из Святой Троицы пострадал плотью) в качестве основного пункта для достижения компромисса с монофизитами. Эта формула вызвала протест наиболее последовательных защитников православия в Константинополе – монахов-акимитов, которые ссылались на то, что эта формула была отвергнута папой Римским св. Гормиздом в 521 г. Чтобы склонить Рим к принятию этой формулы, Юстиниан I направил туда посольство во главе с Ипатием I и Филиппийским епископом Димитрием. Посольство выполнило свою миссию, и в 534 г. папа Иоанн II утвердил теопасхитскую формулу, осудив акимитов. В том же году Ипатий I вернулся в Константинополь. Последний раз имя Ипатия I упоминается среди участников Собора 536 г. под председательством Константинопольского патриарха Мины, подтвердившего осуждение и низложение его предшественника, Константинопольского патриарха Анфима I. Ипатий I был значительным церковным писателем. Из фрагментов, сохранившихся в катенах, исследователям известно, что он написал толкования на Псалтирь, на книги малых пророков и на Евангелие от Луки. В сочинениях Феодора Студита сохранились также отрывки из «различных вопросов» к Адрамиттийскому епископу Юлиану. Феодор Cтудит приводит фрагменты текста Ипатия I об отношении к почитанию икон. Кроме традиционного аргумента, что изображения служат наглядным наставлением для неграмотных, у Ипатия I встречается идея, что созерцание священных изображений является средством учения духовного созерцания Бога. В 1904 г. при археологических раскопках на территории византийского Эфеса была найдена надпись, содержащая указания Ипатия I о погребении христиан в городе. Изображения Ипатия I чрезвычайно редки. Исследователи предполагают, что он вместе с соимённым ему Ипатием Гангрским представлен на так называемых Васильевских вратах, выполненных в 1335/1336 г. в технике золотой наводки для собора Святой Софии в Великом Новгороде (ныне в южном портале собора Успенского монастыря в Александрове). Святые изображены в третьем ряду, погрудно в медальонах (в обоих случаях надпись: «Елпатиi»).

 
PR-CY.ru