ИОСИФ, Семашко Иосиф Иосифович - Страница 18

В это издание вошли обнаруженные Г.Я. Киприановичем записки Иосифа, составленные митрополитом и его секретарём псаломщиком Михаилом Григой. Г.Я. Киприанович подготовил к печати и дополнительные материалы – «Неизданные записки Иосифа, митрополита Литовского, извлечённые из протоколов Литовского епархиального архиерея», а также собрание документов из личного архива архиерея под названием «Неизданные распоряжения Иосифа, митрополита Литовского» (по не известным для исследователей причинам эти материалы не были изданы). Сохранилось несколько живописных портретов Иосифа, наиболее значительный из которых, хранящийся в собрании Русском музее, был написан художником Иваном Фомичом Хруцким в 1838 г. (копия середины XIX в. неизвестного художника – Национальный исторический музей Республики Беларусь). Иосиф представлен погрудно, вполоборота влево, в греко-униатской одежде, на груди – панагия с образом Спасителя и две орденские звёзды (св. Владимира и св. Анны). Лицо с правильными чертами, без бороды и усов, короткие тёмные волосы вьются (без головного убора); на фоне – красноватая драпировка. С этого портрета выполнена гравюра академика Василия Васильевича Матэ (1897 г.). Другой портрет Иосифа, 1850 г., того же автора (Ульяновский областной художественный музей), согласно надписи Александра Владимировича Жиркевича на обороте, принадлежал епископу Минскому Михаилу (Голубовичу), затем протоиерею Иоанну Антоновичу Котовичу в Вильне, с 1912 или с 1913 г. – А.В. Жиркевичу. Иосиф изображён «в молодости», сидящим в повороте влево, в рясе, без головного убора, у него высокий лоб с залысинами, борода средней длины. Подпись справа внизу: «Писалъ Иванъ Хруцкiй 1850» (исследователи предполагают, что сделана рукой Иосифа). Иосиф был покровителем И.Ф. Хруцкого, который исполнял по его заказам иконостасы для литовских храмов и портреты духовных лиц для архиерейского дома в Вильне. Кроме того, художник является автором картины «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своём кабинете доклад секретаря» (1854 г., Русский музей). В интерьере комнаты изображены Иосиф (сидит в профиль) и его секретарь М.П. Грыго. Поясной портрет Иосифа 1860 гг. (Киево-Печерский музей-заповедник) находился в конгрегационном зале Киевской духовной академии. Митрополит облачён в белый клобук и тёмно-синюю рясу, на груди – панагия с образом Спаса Нерукотворного, орден св. Андрея Первозванного, другие орденские знаки и звёзды. Графический портрет Иосифа (карандаш, соус) входил в число 302 копийных изображений выдающихся русских деятелей (портреты были размещены в особом зале Румянцевского музея в Москве). На литографии 1861 г., выполненной Петром Фёдоровичем Борелем в мастерской Андрея Ивановича Траншеля в Санкт-Петербурге (Исторический музей), Иосиф представлен по пояс, в небольшом повороте влево, в белом клобуке с крестом и в тёмной рясе, с орденскими знаками и со звёздами св. Александра Невского и св. Владимира, на панагии – образ Спаса Нерукотворного, в правой руке – чётки. По мнению исследователей, образцом послужил более ранний портрет (отсутствует орден св. Андрея Первозванного, которым митрополит был награждён в 1856 г.), где Иосиф нестар, с длинными тёмными волосами и небольшой раздвоенной бородой, почти без проседи. Гравированные и литографированные портреты Иосифа помещены в изданиях его сочинений и в жизнеописаниях. На одном из них архиерей запечатлён в преклонных летах, вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с панагией и орденской звездой.



 
PR-CY.ru