ИОСИФ, Нелюбович-Тукальский Афанасий - Страница 6

Папский нунций Пигнателли в письме к кардиналу Антонио Барберини от 14 декабря 1667 г. обвинял Иосифа в том, что он захватил имения, принадлежавшие униатскому Перемышльскому епископу, и при помощи казаков организовал избиение униатских духовных лиц. Посланец царя Василий Михайлович Тяпкин, побывавший на Украине в конце 1667 – начале 1668 гг., сообщал в Москву, что «мещане и казаки, паче же чёрные люди, по обе стороны (Днепра) зело любят и почитают» Иосифа, а архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и Иосиф «великую любовь меж собою и в народех силу имеют». Таким образом, Иосиф имел сторонников и на Левобережной Украине. Международное положение гетманства Правобережной Украины, в котором нашёл себе приют Иосиф, определялось рядом соглашений, заключённых в 1667 г. Первым из них был Андрусовский мирный договор между Россией и Польско-Литовским государством, подписанный в январе 1667 г. Договор устанавливал, что Смоленская земля, Левобережная Украина и Киев (на два года) остаются в составе Русского государства, а Правобережная Украина и Белоруссия должны отойти Речи Посполитой. Договор предусматривал принятие обоими государствами обязательств по установлению мира с Османской империей и Крымом и совместный отпор возможной агрессии с их стороны. Вторым соглашением был Подгаецкий договор (октябрь 1667 г.) между Крымом и Речью Посполитой, подписанный после неудачной для казаков и их союзников – крымских татар Подгаецкой битвы 6(16) октября 1667 г., которая закончилась победой польских войск. По этому договору гетманство на Правобережной Украине признавалось частью Польско-Литовского государства, но польская сторона обязывалась не вводить свои войска на территорию гетманства до заключения договора об условиях, на которых гетманство войдёт в состав Речи Посполитой, а в документах, оформлявших соглашение, говорилось о «службе» казаков хану. Третьим соглашением был заключённый в декабре 1667 г. Московский договор между Россией и Речью Посполитой. Договор предусматривал, что оба государства должны послать войска на землю между Днепром и Днестром «на очищение от татар Украины и еже привести непослушных к послушенству казаков». В Москве не торопились приводить последний договор в исполнение. В преамбуле документа по настоянию руководителя русской внешней политики Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина было записано, что, прежде чем применять силу, следует попытаться убедить казаков, чтобы они «от бусурман отлучились». А.Л. Ордин-Нащокин полагал, что, опираясь на это положение договора, можно добиться мирного присоединения Правобережной Украины к Русскому государству. С этой целью на Украину в конце 1667 г. с особой миссией был отправлен В.М. Тяпкин. Он должен был убедить гетмана П.Д. Дорошенко разорвать союз с татарами и подчиниться верховной власти царя. При выполнении своей миссии В.М. Тяпкин искал содействия Иосифа, и тот обещал и посланцу, и киевскому воеводе князю Петру Васильевичу Шереметеву (Большому) «влиять в благоприятном духе» на гетмана.

 



 
PR-CY.ru