ИОВ, Княгиницкий Иван - Страница 2

 

По мнению Ивана Франко, Иван Книгиницкий поселился на Афоне в 1584 г. Сначала он жил в скиту у иеромонаха Исидора. Через полтора года тот направил Ивана Княгиницкого в общежительный монастырь, сказав: «Юн бо есть, требе ти есть в общем житии служити». Иван Княгиницкий подвизался в Ватопеде, где выполнял послушание пекаря, вскоре был пострижен в монашество с именем Иезекииль. По сообщению Жития Иова, его другом на Афоне стал полемист Иоанн (Вишенский), который не состоял ни в одном из афонских монастырей, переходил из обители в обитель и, по-видимому, какое-то время провёл в Ватопеде. Около 1597 – 1598 гг. Иезекииль отправился вместе с ватопедским игуменом Пахомием и несколькими старцами в Россию для сбора милостыни. Поездка оказалась успешной: монахи привезли богатые пожертвования. На Афоне Иезекииль удалился для молитвенных подвигов в пещеру. Через несколько лет снова был послан на Русь для сбора милостыни. Афониты направлялись в Москву, но, когда они «приидоша в Малую Россию, нестроение бо велико слышашеся в Москве, и немощно бе им тамо ити, и бяху ожидающе през лето». Исследователи полагают, что афонитов остановили известия о неурожае и бунтах в Московском царстве в 1601–1604 гг. Монахи направились в молдавские земли, Иезекииль же по их благословению остался на монастырском подворье (в метохе) в Тысменице «у некоего из сродников своих» (в XVI–XVII вв. в Тысменице существовал православный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы). Слава о благочестивом подвижнике распространилась по Галичине (см. Галицкая Русь). Львовский епископ Гедеон (Балабан) и его племянник Исаия (Балабан), архимандрит Уневского Успенского монастыря, просили Иезекииля прийти в Уневский монастырь, чтобы святой «показал чин и строение общежительное по обычаю Святой горы». Преподобный согласился: «...Пришед касашеся, творя и уча, наставляя благочиния церковного и трапезного». Исследователи полагают, что в Уневском монастыре благодаря Иезекиилю был введён афонский общежительный устав («благочиние общежительное»). По мнению И. Мыцко, это произошло в 1601 г., в любом случае, раньше 1603 г. Многие насельники монастыря не приняли реформу («не вси послушаху») и писали доносы на архимандрита Исаию королю и отпавшим в унию епископам. Преподобный вложил в Уневский монастырь «Книгу о постничестве» Василия Великого (Острог, 1594 г.), в которой сделал запись: «Инок Иезекииль Тисменицкий дарит книгу за отпущение грехов отца своего по плоти Феодула инока, також и своих сродников» (книга хранится в Национальном музее Украины имени митрополита Андрея Шептицкого во Львове). По мнению исследователей, отец Иова принял к тому времени постриг в одном из монастырей Галичины или Волыни. Епископ Гедеон (Балабан) хотел рукоположить Иезекииля в священный сан, но тот отказался, считая себя недостойным.

 



 
PR-CY.ru