ИАКОВ - Страница 2

По словам Беды Достопочтенного, Иаков «дожил до наших дней» (ad nostra usque tempora permansit), однако ко времени написания «Церковной истории...» (окончена в 731 г.) он уже скончался, «будучи стар и насыщен днями». По мнению ряда исследователей, рассказ об Иакове, несмотря на скудость сообщаемых сведений, занимает важное место в созданном Бедой Достопочтенным повествовании о распространении христианства в англосаксонской Англии. После бегства Павлина Иаков остался единственным представителем римско-кентской миссии в Нортумбрии. Несмотря на это, он не пошёл на компромисс с ирландским духовенством, оставшись в умеренной оппозиции. По замечанию Г. Мейр-Хартинга, описание трагедии англосаксонской церкви уравновешивается подвигом Иакова, добровольно оставшегося в Нортумбрии. Дж. Уоллес-Хадрилл считал, что Беда Достопочтенный преувеличил результаты деятельности Иакова в противовес ирландской миссии. Предположение Ч. Джонса о том, что Павлин и Иаков привели в порядок списки королей Нортумбрии и создали на их основе первую в англосаксонской Англии летопись, не было поддержано исследователями. Бытовавшее в историографии мнение о том, что Беда Достопочтенный получил сведения о миссии Павлина от Иакова, также не соответствует действительности: о крещении короля Эдвина Беде Достопочтенному рассказывал аббат Деда из монастыря Пеартанеу (ныне Партни, графство Линкольншир), в свою очередь, слышавший об этом от некоего старца. Скорее всего, как полагают исследователи, Иаков скончался до того, как Беда Достопочтенный начал сбор материалов для составления «Церковной истории...». В глоссе к одной из рукописей «Церковной истории...» переписчик, вероятно, знавший о местном предании, привёл английское название селения, где жил Иаков, – Сейнт-Джеместрет. Издатель сочинения Беды Достопочтенного Дж. Смит (1722 г.), отождествил это место с селением Эйкбар близ города Ричмонд (графство Норт-Йоркшир). В церкви св. Освальда в селении Ист-Хоксуэлл, недалеко от Эйкбара, сохранился фрагмент резного англосаксонского креста с надписью: «Это крест св. Иакова». Однако Ч. Пламмер критически относился к локализации общины Иакова в современном Эйкбаре или Ист-Хоксуэлле. Память Иакова впервые фиксируется в мартирологах Ордена бенедиктинцев в XVI в., как полагают исследователи, под произвольными датами. Это они объясняют существовавшей в Средние века тенденцией включать всех членов миссии Августина Кентерберийского и их преемников в число монахов-бенедиктинцев.



 
PR-CY.ru