ИОАСАФ II Великолепный - Страница 2

Летом 1557 г. Иоасаф II в послании Ивану IV благословил его как царя всея Руси от имени Константинопольского Вселенского Престола, поблагодарил за присланные дары. Митрополит Иоасаф Евгрипский, написавший письмо Ивану одновременно с Иоасафом II, заверил царя в том, что соборное рассмотрение вопроса о венчании Ивана на царство должно состояться в скором времени и что отношение Константинопольской церкви к нему будет, несомненно, положительным. Осенью 1558 г. царь Иван отправил послания турецкому султану Сулейману I, четырём восточным патриархам, в том числе Иоасафу II, и монастырю св. Екатерины на Синае, поручив доставить их софийскому архимандриту Геннадию и купцу Василию Позднякову. В письме к Иоасафу II царь информировал патриарха о «милостынях», направленных предстоятелям других Восточных церквей, а также прислал в дар Иоасафу II соболью шубу. В ответном письме (1560 г.) Иоасаф II благодарил Ивана за милость и сообщил о смерти архидиакона Геннадия во время путешествия. В ноябре-декабре 1560 г. Иоасаф II и Священный Синод Константинопольской церкви составили соборное послание царю Ивану о признании за ним царского титула. Под документом поставлены подписи Иоасафа II и 36 других иерархов. Грамота была доставлена в Москву митрополитом Иоасафом в сентябре 1561 г. Патриарх признавал полную справедливость принятия Иваном царского титула на основании как его родства с византийским императорами (среди предков Ивана была княгиня Анна, жена великого князя Всеволода Ярославича и сестра византийского императора Константина IX Мономаха), так и дарования (легендарного) византийцами царского титула и знаков власти великому князю Владимиру Святославичу. Палеографическое исследование грамоты, проведённое Василием Эдуардовичем Регелем, показало, что подписи, за исключением подписи самого Иоасафа II, а также митрополита Иоасафа, написаны одной рукой. В.Э. Регель поставил под сомнение историчность Собора, не упоминающегося в греческих источниках, и заключил, что Иоасаф II, зависевший от денежной помощи из России, по собственной инициативе составил грамоту от имени Собора. Исследование грамоты, проведённое Борисом Львовичем Фонкичем, частично подтвердило выводы В.Э. Регеля: подписи некоторых иерархов (митрополитов Феоны Солунского, Иоасафа Фиванского) неподлинные, большинство подписей сделано двумя – тремя писцами. Тем не менее, по мнению исследователя, этих обстоятельств «не достаточно, чтобы сделать вывод о не подлинности самой грамоты». В личных письмах Ивану, отправленных одновременно с соборной грамотой, Иоасаф II называл Ивана единственным прибежищем для Вселенской церкви, пребывающей в угнетении, благодарил царя за поддержку в обновлении Патриаршей резиденции в Константинополе, сообщал об открытии школы при Великой церкви.

 



 
PR-CY.ru