ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Первым путешественником, который ознакомившимся с архивами Иверского монастыря, был Василий Григорьевич Григорович-Барский, побывавший на Афоне в 1744 г. В XIX в. епископ Порфирий (Успенский), И. Мюллер, Шарль Виктор Ланглуа, Карл Эдуард Цахарие фон Лингенталь, митрополит Евлогий (Курилас) и другие изучали и издавали акты. Фотокопирование архива Иверского монастыря осуществили в XX в. К. Хрисохоидис (Центр византологии Национального исследовательского института в Афинах) и Франц Йозеф Дёльгер. Значительным в научном отношении является четырёхтомное парижское издание актов Иверского монастыря, подготовленное французскими византинистами при участии грузинских учёных и снабжённое очерками по истории Иверского монастыря французского византиниста Жака Лефора. В 2008 г. в Тбилиси также в четырёх томах было осуществлено издание на грузинском языке. Ценные сведения об истории Иверского монастыря содержатся также в «Книге агап Афонского Иверского монастыря» («Книга агап») X–XVII вв. (это 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей); в колофонах грузинских рукописей афонской коллекции X–XVIII вв., имеющих хронологические и просопографические сведения; в материалах других рукописей, связанных с Иверским монастырём. Сведения об истории Иверского монастыря X–XI вв. и более позднего периода сохранились в документах других афонских монастырей, в частности, в материалах, связанных с Афанасием Афонским, а также в нескольких византийских и грузинских хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511–1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», так называемая Хроника, которая в XVIII в. была переведена на грузинский язык и дополнена. В первой части, автором которой указан некий иеромонах Феодосий (по мнению академика Грузинской Академии Наук протоиерея Корнелия Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории Иверского монастыря 1259–1264 гг.; вторая часть, в которой повествование ведётся от первого лица, от имени выходца из Константинополя и уроженца села Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592–1626 гг.; автор третьей части, также грек, описывает события 1659–1674 гг. В конце XIX в. греческий историк Мануил Гедеон опубликовал эту «Хронику», в 1947 и 1955 гг. её изучал и издал К. Кекелидзе, составивший на её основе список настоятелей Иверского монастыря до XVII в. Источники XVIII–XIX вв. – это, в основном, путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: В.Г. Григоровича-Барского (в 1744 г.), архиепископа Кутаисского Тимофея (Габашвили; в 1754–1757 гг.), митрополита Руисского Ионы (Гедеванишвили; в 1782 г.). В 1845 г. в Иверском монастыре побывал и описал его архимандрит Порфирий (Успенский; с 14 февраля 1865 г. – епископ Чигиринский), в конце XIX в. – протоиерей Пётр Кончошвили (с 1905 г. – епископ Алавердский).

 



 
PR-CY.ru