ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА - Страница 4

Раймер в связи с этим проводит различие между «традиционным модусным письмом», ориентированным на органум, и «обновлённой модальной нотацией» Иоанна де Гарландиа, ориентированной, скорее, на ранние мотеты. В трактате последовательно обсуждаются следующие вопросы: определение дисканта и шести ритмических модусов; фигуры, т.е. простые и комбинированные нотные знаки (лигатуры); принципы нотации шести модусов посредством характерных лигатурных цепочек; паузы. Автор впервые систематизировал все возможные способы сочетания модусов по вертикали в двухголосном дисканте (всего 25 комбинаций). Учение Иоанна де Гарландиа о гармонии содержит три категории, описывающие этос («качество») интервалов: совершенные, несовершенные и средние (mediae). Впервые такие оценочные категории употребляются по отношению ко всем без исключения диатоническим интервалам в пределах октавы. К совершенным консонансам относятся унисон и октава, к средним – квинта и кварта (ранее считались совершенными), к несовершенным – обе терции. К совершенным, т.е. самым резким, диссонансам Иоанн де Гарландиа относит большую септиму, малый полутон (лимму) и тритон, к средним – целый тон и малую сексту, к несовершенным, т.е. мягким, – большую сексту и малую септиму. Причиной того или иного качества интервала Иоанн де Гарландиа считает число, а именно степень удалённости числового отношения данного классифицируемого интервала от равенства (эта установка идёт от древних греков, Иоанну де Гарландиа она известна по Боэцию). Притом что числа обеих терций по традиции даны пифагорейские (дитон 64:81 и полудитон 27:32), тем не менее, в иерархии качеств обе терции располагаются сразу после квинты и кварты (2:3 и 3:4) и перед целым тоном (8:9), что, с одной стороны, нарушает собственную теоретико-математическую модель автора, с другой – имплицирует «натуральные» эквиваленты терций (4:5 и 5:6). Консонантная трактовка обеих терций, как и употребление самого термина «concordantia» (здесь синоним консонанса) по отношению к ним обеим, – важнейшее достижение музыкальной науки, косвенное свидетельство нового статуса терций в музыкальной практике позднего Средневековья. В трактате подробно обсуждается применение этих и других интервалов в контрапункте. В конце трактата дана классификация многоголосных жанров и техник письма: дискант, копула, органум. Критериями выступают степень и способы мензурирования (наделение звуков точными временными значениями, графически отображёнными в нотации) голосов. Полностью мензурированным через модусы является дискант (так называемые дискантовые разделы в органумах). Копула понимается как нечто среднее между дискантом и органумом, она соответствует технике, которая в современной музыковедческой литературе получила название Halteton (нем. – выдержанный тон), т.е. модально организованный верхний голос на фоне выдержанного тона тенора (бурдона).

 



 
PR-CY.ru