ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 11

Идея различения (реального или формального) использовалась некоторыми средневековыми теологами для описания соотношения Трёх Лиц в единстве Божества. Руководствуясь тезисом Экхарта, Иоанн Базельский полагает, что Фурнье несправедливо подвергал критике верное учение Уильяма Оккама, утверждавшего, что в Боге не может существовать что-то реально единое, но различаемое в мышлении (umum realiter et distincta ratione). Согласно Иоанну Базельскому, нельзя говорить, что в Боге есть «личностное различение», но нужно ограничиваться выражением «нечто различное», что и будет Божественными Лицами. Таким образом, в Боге существует различное без различения. Именно отсутствие различения приводится Иоанном Базельским в качестве обоснования единства акта произведения Слова и творения. Бог Отец одинаково производит внутренне (ad intra) Слово и внешне (ad extra) творение, но при этом реальное творение множества вещей осуществляется уже Словом «во времени и ограниченно» (ex tempore et finite). Ещё один рассматриваемый Иоанном Базельским тезис Майстера Экхарта связан с учением о так называемом богосыновстве каждого человека: «Благородный (nobilis) человек есть Тот Самый единородный (unigenitus) Сын Божий, Которого Бог Отец родил в вечности» (Тезис 18). К тезису Майстера Экхарта Иоанн Базельский обращается при разборе сложностей, связанных с учением о соотношении божества и человечества во Христе, Который одновременно является по человечеству Сыном Девы Марии и по божеству Сыном Бога Отца. Согласно Иоанну Базельскому, один лишь Христос является Сыном Божьим по природе (naturaliter), тогда как прочие люди могут называться детьми Божьими лишь в смысле усыновления (per adoptionem) Отцу. Исходя из этого церковного учения, Иоанн Базельский критикует ошибочное мнение Майстера Экхарта, озвученное в тезисе, однако признаёт, что последующие объяснения Экхартом данного тезиса могут быть поняты и в согласии с церковным вероучением. Усыновление праведного человека Богу Отцу действительно совершается в церкви, поэтому можно сказать, что «единородный Сын (Божий) в Троице и есть тот самый Благой, Которым (quo) все верующие делаются детьми Божьими по усыновлению». Иоанн Базельский объявляет ошибочным учение Майстера Экхарта о том, что Бог Слово вселяется в человека как некая внутренняя «форма», делающая человека причастным самому Божественному бытию: «Невозможно, чтобы Слово Божие и Единородный Сын сообщался (communicari) с человеком по форме (per modum formae), в соответствии с которой Он обладает божественным бытием». Человек не может обладать таким же бытием, каким обладает Бог, однако единение человека и Бога возможно на ином уровне, подробное рассмотрение которого Иоанн Базельский предпринял в «Трактате о любви».

 



 
PR-CY.ru