ИНТРОИТ

ИНТРОИТ (лат. introitus – вхождение) – входное песнопение (антифон) в составе проприя мессы. Наименование «интроит» впервые упоминается в литургических памятниках VIII–IX вв. под названием «антифон на вхождение» («antiphona ad introitum»). Авторы IX–XIII вв. называли интроитом не только антифон, но и весь чин входа понтифика. Например, Амаларий Мецский (ум. около 850 г.) отмечал, что «чин (officium), который называется Introitus, начинается от первого антифона, называемого Introitus, и заканчивается молитвой, которую читает священник перед чтением (Писания)». В тридентском чине под интроитом понимается комплекс, состоящий из антифона, стиха псалма и «Gloria Patri» (малого славословия). После реформы второго Ватиканского собора было введено в употребление выражение «песнь на вхождение» («cantus ad introitum»), поскольку помимо интроитов (антифонов), содержащихся в Градуале, допускается использование иных песнопений, согласующихся с данным моментом богослужения и одобренных местной епископской Конференцией. Латинские авторы IV–V вв. не сообщают о таком элементе мессы, как интроит или пение псалмов в самом начале богослужения. В Средние века установление интроита приписывалось папе Целестину I (422–432 гг.) на основании тех сведений, которые содержатся в «Liber Рontificalis». В разделе об этом понтифике говорится, что «он установил, чтобы 150 псалмов Давида прежде жертвоприношения пелись антифонно всем народом (или, согласно другой интерпретации, «из всех псалмов» – «antiphonatim ex omnibus»), чего раньше не делалось, но читались только Павловы Послания и Святое Евангелие». Но современные учёные доказали, что в данном отрывке речь идёт не об интроите, а о Градуале. Поэтому были выдвинуты иные теории происхождения интроита. Некоторые учёные полагают, что интроит появился в Риме в V–VI вв. в связи с развитием стационального богослужения. Одним из аргументов является связь, которая прослеживается между содержанием отдельных интроитов и местами (стациональными церквами), в которых совершалось богослужение в те дни, когда они должны были петься, например, интроит «Laetare Jerusalem» пелся тогда, когда богослужение совершалось в церкви Святого Креста (ныне Санта-Кроче ин Джерузалемме). В таком случае формирование полного круга интроита должно было завершиться к периоду понтификата папы Бонифация IV (608–615 гг.), при котором произошло освящение церкви Пресвятой Девы Марии «ад Мартирес» («древний Пантеон»), поскольку воспоминание освящения этой церкви 13 мая – самый ранний по времени установления праздник с особым проприем мессы (в том числе с интроитом «Terribilis est locus iste») в годовом цикле Римской церкви. Однако другие учёные, не отрицая влияния стационального богослужения, связывают появление интроита с деятельностью папской «schola cantorum».

 



 
PR-CY.ru