ИМЯ БОЖИЕ

ИМЯ БОЖИЕ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от современного употребления имён. В Ветхом Завете к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Имя воспринимается в Ветхом Завете как полное и действительное выражение именуемого предмета или именуемой личности. В Библии имя имеет не отвлечённый или теоретический, а жизненно-практический характер: значение имени не словесное, а действительное. На языке Библии имя не просто условное обозначение того или иного лица или предмета, оно указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Кроме того, имя определяет место, которое его носитель должен занимать в мире. Имя таинственным образом связано с душой: когда имя произносят, оно возносится к душе своего носителя. Ветхозаветное представление об имени предполагает его не столько как набор звуков или букв для отличия одного человека от другого, сколько как связь с самим человеком. Узнать чьё-либо имя означает войти в связь с носителем имени, познать его внутреннюю суть. Человек в Ветхом Завете воспринимается по принципу: «Каково имя его, таков и он» (1 Цар. 25:25). Ветхий Завет открывается повествованием о сотворении Богом мира и человека. В этом рассказе Бог представлен не только как творящий небо, землю, свет, твердь, сушу и воду, мужчину и женщину, но и как нарекающий им имена: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И назвал Бог твердь небом... И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1:3–6, 8–10). О сотворении людей там же говорится: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 562). Таким образом, процесс творения включает в себя два этапа: собственно творение и наречение имени. Нарекая имя той или иной твари, Бог определяет её место в иерархии тварного бытия, устанавливает её взаимоотношения с другими тварями. Наречение имени твари означает также подчинение твари Богу. Сотворив человека, Бог наделяет его правом нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, «чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:19–20). Дав человеку право нарекать имена тварям, Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином, ибо назвать имя какого-либо существа, в понимании Библии, означает овладеть им. Для себя животные остаются неназванными, но слово человека нарекает им имена, и таким образом человек управляет ими, находясь на более высоком уровне.

 



 
PR-CY.ru