ИМЯСЛАВИЕ - Страница 72

Рассуждения архимандрита Софрония подтверждаются его собственным опытом и опытом знакомых ему лично афонских подвижников: «Имя Иисус и как смысл-познание, и как «энергия» Бога по отношению к миру, и как собственное Имя Его – онтологически связано с Ним. Оно есть духовная реальность; его звуковая сторона может сливаться с его реальностью, но не обязательно. По звуку оно давалось многим смертным, но когда мы молимся, мы произносим его с иным содержанием, с иной установкой духа нашего. Оно для нас – мост между нами и Им; оно канал, по которому к нам приходят потоки божественной силы. Как исшедшее от Святого Бога – оно свято и освящает нас чрез призывание его. С этим Именем и чрез него молитва принимает некую осязаемость: оно соединяет нас с Богом. В нём, этом Имени, присутствует Бог, как в некоем сосуде – драгоценной вазе, полной благоухания. Чрез него Надмирный становится ощутимо имманентным. Как божественная энергия – оно исходит от Сущности Божества и божественно само по себе… Достойное призывание сего Имени делает присутствие Вечного Бога заполняющим всё наше существо; уносящим ум и иные сферы; сообщающим нам особую энергию новой жизни. Свет Божественный, о котором нелегко говорить, приходит с этим Именем». Имя Божие онтологически связано с Богом – на этой связи архимандрит Софроний особенно настаивал: «Забвение об онтологическом характере Имён Божиих, отсутствие опыта сего в молитвах и тайносовершениях – опустошило жизнь многих. Для них молитва и самые таинства теряют свою вечную реальность. Литургия становится из Божественного акта простым воспоминанием, психологическим или ментальным». Об онтологической связи имён Божьих с Богом свидетельствуют, по мнению архимандрита Софрония, все церковные таинства и всё православное богослужение. Архимандрит Софроний полностью принимал учение имяславцев о том, что таинства совершаются именем Божьим, и о том, что основой богослужения является призывание имени Божия: «Мы знаем, что не только Имя Иисус, но и все другие Имена, открытые нам Свыше, онтологически связаны с Ним – Богом. Мы знаем сие из опыта Церкви. Все таинства в Церкви нашей совершаются чрез призывание Имён Божиих, и прежде всего, Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Всё наше богослужение основано на призывании Имён Божиих. Мы не приписываем им, как звуковым явлениям, магической силы, но произносимые в истине исповедания веры и в состоянии страха Божия, благоговения и любви – мы воистину имеем Бога совместно с Его Именами». Воспроизводя аргументацию иеросхимонаха Антония (Булатовича), защищавшегося от обвинений в магизме, архимандрит Софроний говорил о том, что «одно звуковое призывание Имени Божия недостаточно», ибо имя Иисусово только тогда действенно, когда призывается с сознанием его онтологической связи с его Носителем:

 



 
PR-CY.ru