ИНГОРОКВА Павел Иессеевич - Страница 3

Однако П.И. Ингороква заметил в песнопениях систему метрической пунктуации, экфонетические знаки: 12-слоговые тексты ямба были записаны в ряд, где каждая строка и каждая полустрока была выделена точками, а также строки делились надвое цезурой. Он определил и другие формы древнегрузинского стихосложения. Так, используя песнопения Иоанна Минчхи, показал, что строки, разложенные в системе метрической пунктуации, расположены по принципу ровного слога. Согласно выводам П.И. Ингороквы, произведения литургической гимнографической поэзии строились с учётом числа слогов и строфической формы. В классификации П.И. Ингороква использовал гимнологическую терминологию грузинского церковного писателя и богослова XI в. Ефрема Мцире: «численное» и «слоговое мерное слово». Древнегрузинский классический стих П.И. Ингороква охарактеризовал как «силлабо-коленчатый»; свободный стих со слоговым мерным словом, тяготеющий к византийскому стихосложению – как «силлабо-нерассеченный»; свободный стих без слогов, с содержательно-таэпной ритмикой – как «мерное численное слово», или «мерное слово». По мнению Константиноса Экономоса, Жан-Батиста Питра, П.И. Ингороквы, Семёна Георгиевича Каухчишвили, знаки сечения в песнопениях, содержащихся в древнегрузинских рукописях, обозначают меру стиха. Эту точку зрения разделяла гимнологическая школа Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Протоиерей Корнелий Самсонович Кекелидзе, Г. Имедашвили и др., а в последнее время музыковеды-гимнологи Манана Андриадзе и Д. Долидзе полагают, что это музыкальные знаки, и исследовать поэтические основы песнопений необходимо исходя из иного принципа. П.И. Ингороква осуществил кодикологический, исторический и богословский анализ приписываемого Иоанну-Зосиму сочинения «Восхваление и возвеличивание языка грузинского» (сохранилось четыре рукописи), которое легло в основу восстановленного в 1985 г. празднования грузинского языка. Отдельное исследование П.И. Ингороквы касается «ямба Борены», посвящённого Пресвятой Богородице и празднику Благовещения и написанного на обратной стороне иконы Пресвятой Богородицы из церкви Ленджери (ныне в Местийском краеведческом музее). П.И. Ингороква датировал ямб серединой XIII в. и приписал его авторство супруге мученика Цотне Дадиани. Он первым обратил внимание на литературное наследие царицы Тамары, в 1941 г. опубликовав научный труд в журнале «Мнатоби» («Светоч»), где не только рассмотрел жизнеописание царицы, но и куда включил философский, богословский и художественно-литературный анализ её цикла пятистрочных ямбов «Цата цатасас» («Небесам Небес»), «Калцулебривтаса» («Деве») и «Мзис шаравандис» («Лучезарности солнца»).

 



 
PR-CY.ru