ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ - Страница 7

Фонд Н содержит древнейшие грузинские  палимпсесты: Ханметные Лекционарий и Четвероевангелие (V–VII вв.) и Иерусалимский Канонарь (V–VIII вв.). В переписанном в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима Чил-Этратском иадгари (X в.) чередуются папирусные и пергаменные листы, текст датируется VIII в. Он отражает иерусалимскую литургическую практику и стоит в одном ряду с уникальными памятниками ранневизантийской литературы, византийская модель которых утрачена. К 968 г. относится переписанное в монастыре Палавра (Палестина) Житие Иоанна Златоуста, на форзаце рукописи помещено выполненное линейным рисунком изображение святителя Иоанна на фоне базилики. В 978 г. в Кранийской лавре (гора Олимп) был переписан Апокалипсис апостола Иоанна Богослова; перед текстом помещено выполненное на золотом фоне изображение апостола Иоанна, буквицы текста художественно оформлены. В число уникальных рукописей фонда входят созданные в Южной Грузии Джручские Четвероевангелия. Джручское I Четвероевангелие (963 г.) было переписано в монастыре Шатберди и иллюминировано, в художественной росписи встречаются элементы, характерные для греческого искусства христианского Востока. Джручское II Четвероевангелие (XII в.) украшено 406 выполненными на высоком художественном уровне миниатюрами. Здесь же хранятся многие рукописи из монастыря Шиомгвиме, в том числе Четвероевангелие (1304 г.) и Типик (XIII в.). В значительном количестве в фонде представлены Минеи в редакции Георгия Святогорца и Синаксари XI в.; наиболее известный Синаксарь 1156 г., созданный в Крестовом монастыре в Иерусалиме. Приписки к тексту содержат поминальные записи, в том числе крестоносцев. Переписанное в XII в. Бичвинтское Четвероевангелие повреждено и не имеет переплёта, сохранились фрагменты кожи с изображением крестов. Неполным дошёл и более поздний серебряный переплёт, выполненный по заказу абхазского князя Соломона Шервашидзе и его сына Арзакана: сохранились только верхний и нижний листы с соответствующими надписями. На верхнем изображена сцена «Распятие», на нижнем – «Воскресение». В настоящее время рукопись помещена в специально изготовленный футляр. Из художественных украшений рукописи сохранились довольно повреждённые изображения евангелистов Марка и Луки; Евангелие от Иоанна украшено инициалами. Богато иллюминированы две Псалтири XIII в.: одна рукопись имеет 152 миниатюры, другая – 55. На миниатюрах изображены сцены из Ветхого и Нового Завета. В XV и XVII вв. из этих рукописей были изъяты миниатюры и включены в заново переписанный текст. В 1674 г. был переписан Канчаетский жамгулани – краткая редакция грузинского литургического сборника гулани, – содержащий Часослов и краткие синаксарные сведения.

 



 
PR-CY.ru