ГРИГОРИЙ НОС

ГРИГОРИЙ НОС – мастер древнерусского церковнопевческого искусства XVII в. Происходил из города Вологды. Согласно документам, местный архиерейский хор был одним из лучших в России. Так, составленные в августе 1666 г. «Показания» вологодских певчих дьяков и подьяков, «чему учены они церковного трёхстрошного пения», свидетельствуют, что многие певцы могли петь две соседние или все строки (партии) демественного и строчного репертуара (Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН). Вероятно, служба Григория Носа проходила при этом хоре; к 1668 г. он числился церковным дьячком и был известен как один из знатоков певческого искусства. В том же году по благословению патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович повелел «богомолцу своему преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому», руководившему работой Московского Печатного двора, «мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение». Им предстояло продолжить дело исправления «раздельноречных» певческих книг, начатое в 1652–1654 гг. первой комиссией, состоявшей из 14 дидаскалов. В документах Книгопечатного приказа сообщается, что с 1 января 1669 г. вместе с другими мастерами Григорий Нос был зачислен в состав новой комиссии «праворечного пения справщиков» с жалованьем, «поденным кормом по два алтына на день» (Российский государственный архив древних актов). 8 февраля в эту комиссию вошли Александр Мезенец и Александр Печерский. Вторая комиссия из шести дидаскалов проработала до 1 мая 1670 г., и итогом её деятельности стали подготовка исправленных певческих книг к изданию и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670 г.). О судьбе Григория Носа после комиссии у исследователей сведений нет. В переписной книге Вологды 1678 г. встречается имя диакона Софийского собора «Григория Гаврилова сына», жившего «позади» архиепископского двора (ко времени переписи его двор был пуст; Российский государственный архив древних актов). Однако относятся ли эти сведения к Григорию Носу, исследователям неизвестно.

 
PR-CY.ru