ГОРДОСТЬ, гордыня - Страница 2

Св. отцы говорили: Господь, пекущийся о нашей жизни и желающий сделать нас далёкими от этой пагубной страсти, учит: «...Когда исполните всё повеленное вам, говорите: “Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать”» (Лк. 17:10). Гордость, говорили св. отцы, есть отступление от Бога, отвержение Божьей помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от гордости, возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели. По причине гордости Люцифер, который был так назван «за превосходство блеска и красоты своей», был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из архангела он сделался дьяволом. «Этот (архангел), облечённый божественною светлостью и между прочими вышними силами (ангелами) более сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которою украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедродательности Его». Превознёсшись, он полагал, что по своему свободному произволению, как Бог, будет иметь всё для вечного продолжения высшего блаженства. Одно это помышление было его первым падением: он лишился блаженства, которое даровал ему Бог, почувствовал слабость своей природы. Но, упав, «говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звёзд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... буду подобен Всевышнему”» (Ис. 14:13–14). Он совращал Адама и Еву: «...Будете как боги...» (Быт. 3:5). За это Бог сокрушит его вконец, изринет, исторгнет из жилища его и корень его «из земли живых» (ср.: Пс. 51:7). Гордость, учили св. отцы, зарождается неприметно. Паисий (Величковский) предостерегал: когда, например, постятся, но не осознают, к какой добродетели ведёт пощение, тогда «диавол... повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же... воспитуется внутренний фарисей» и, день ото дня укрепляясь, переходит в гордыню; и, хотя св. мужи Павел и Пётр, продолжает он, требуют великой предосторожности, чтобы не иметь поползновения к высокомерию, ничто так не побуждает к гордости, как «сведущая о своих многих заслугах совесть и душа, живущая в уповании на оные». Гордый, по мнению св. отцов, не признаёт никаких коренных недостатков в себе, а если и осознаёт их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании, и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, который он устанавливает сам. Гордый утверждает свою духовную самодовлеемость и самостоятельность. Гордость приводит человека к убеждению в безусловности своей личности, в отрешённости и независимости от реально Безусловного, при этом религиозно-нравственные отношения к Нему считаются для человека ненужными или невозможными. «Промысла Божия нет для него: он признаёт правителем мира разум человеческий». Гордость – разновидность идолатрии: гордец считает себя первым и последним принципом, он присваивает себе права Бога. Гордость столь великое зло, что «Бог ничего так не отвращается, как гордости». И Он изначально так устроил, чтобы искоренить в человеке эту страсть: человек сделался смертным, живёт в труде и изнурении. Бог накажет народ израильский за то, что «гордость разрослась» в нём (Иез. 7:10; Иер. 13:9–10, 15); в День Господень «покинут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится», всё гордое, высокомерное и превознесённое будет уничтожено (Ис. 2:11, 12); «и падёт величие человеческое» (Ис. 2:17).

 



 
PR-CY.ru