ГУСЛИЦА - Страница 5

В конце XVIII – XIX в. по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги, которые отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко, орнамент исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зелёных и жёлтых тонов или с золотом, с изображениями птиц. Центрами переписки были Беливо, Панарьино (Понарино), Мисцево, Петрушино, Заполицы и Заволинья. Рукописи редко подписывались авторами. Наиболее ранние, происходящие из Гуслицы рукописи датируются концом ХVIII – началом ХIХ вв. Представитель династии писцов Шитиковых (М.И. Шитиков) в 1832 г. написал «Триодь певческую» («Постную» и «Цветную»), орнамент которой стал образцовым. Одной из самых часто переписываемых в Гуслице книг была «Обедница» (в четвёртую долю листа), с середины ХIХ в. содержавшая, как правило, песнопение «Святый Боже» («Агиос о Феос») с напевом позднегреческой традиции, по преданию, ведущим начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи). Весьма распространены были «Ирмологии» («Ирмосы»), особенно отличались образцы, выполненные братьями Г. и В. Прокофьевыми из Мисцева: Российская государственная библиотека Отдел рукописей (1865 г.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник (1877 г.). В 1880 гг. в Беливе работали Ф.Г. и М.Г. Батулины, авторы оригиналов для литографированного издания «Круг церковного древнего знаменного пения» (СПб., 1884–1885 гг. шесть частей), подготовленного головщиком Морозовского хора Иваном Аверьяновичем Фортовым и напечатанного А.И. Морозовым. В начале XX в. потребность в гуслицких рукописях существенно снизилась из-за распространения продукции киевского издательства «Знаменное пение». Перепиской книг в это время в Гуслице занимались И.П. и Ф.И. Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С.Г. Алексеев в Беливе и М.А. Кашкин в Устьянове, продолжавший свою деятельность в 1920 гг. Гуслицкие рукописи (за редким исключением все певческие) находятся практически во всех крупных рукописных собраниях, во многих частных коллекциях и старообрядческих храмовых библиотеках. Рукописи, написанные в Гуслице и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию Института русской литературы (Пушкинский Дом; 44 единицы), Гуслицкое собрание Российской государственной библиотеки, Отдела рукописей (119 единиц), 62 рукописи ХVII–ХХ вв. гуслицкого происхождения входят в Московскую коллекцию Народной библиотеки МГУ. В семи селениях Запонорской волости с полностью старообрядческим населением (Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе) был развит иконописный промысел, возникший, по свидетельствам местных жителей, около 1730 г. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне Ф. Евсеев, обучавшийся иконописи в Новгороде, и А. Афанасьев, обучавшийся в Москве. В Анциферове работали 25 иконописцев, в Яковлевской – 28, в других деревнях – по 4–5 человек. К 1882 г. наиболее крупной иконописной мастерской в Гуслице с несколькими десятками наёмных рабочих, выполнявшей заказы для Оренбурга, Сибири и Нижегородской ярмарки, владел Фёдор Фёдорович Морозов из Яковлевской. С середины ХIХ в. до 1919 г. в Елизарове действовала мастерская С.Ф. и Е.С. Балзетовых, связанная с мастерскими Москвы и мстёрскими иконописцами Е.М. Киселёвым и Н.И. Чириковым.

 



 
PR-CY.ru