ГОБИНД СИНГХ

ГОБИНД СИНГХ, Говинд, настоящее имя – Гобинд Дас (1666–1708 гг.) – десятый, последний сикхский гуру, великий реформатор сикхизма. Мальчику было 9 лет, когда по приказу падишаха Аурангзеба был казнён его отец, девятый гуру Тегх Бахадур, отказавшийся принять ислам и отстаивавший право сикхов на свою веру. Уже тогда Гобинд Дас выказал беспримерные хладнокровие и силу духа и, как гласит традиция, поклялся, что такое с сикхами более не повторится. Гобинд Сингх был человеком выдающихся личных качеств. Современники единодушно отмечали его красоту, талант и энергию, он знал несколько языков, классическую персидскую и санскритскую литературу, астрономию, географию и другие науки, владел каллиграфией и воинскими искусствами, был поэтом, писавшим на брадже, и сочинил множество священных для сикхов гимнов. Гобинд Сингх много занимался делами общины, воспитывая её членов, повышая их боеспособность. Период его жизни до 1688 г. исследователи считают относительно спокойным. В это время не было открытых столкновений с Моголами, Гобинд Сингх жил в княжестве Сирмур в Гималаях, считается, что тогда он задумал религиозные реформы. Он теологически обосновал новый подход к проблеме ненасилия (см. Ахимса), продумал моральный кодекс сикха, ритуалы и религиозную практику. В интерпретации Гобинд Сингха бог получил новый эпитет «сарблох» (букв. – полностью железный) – «наказывающий зло», «сокрушитель тиранов». Символ бога – меч как крайнее средство в борьбе за правду; таким образом, сикхи получили право на самозащиту с помощью меча. Гобинд Сингх учил, что гибель на поле боя за святую цель – это именно тот конец, которого достоин благочестивый сикх. К 1688 г. так называемый мирный период во взаимоотношениях с Моголами закончился, противостояние с падишахом Аурангзебом привело к военным столкновениям: Моголы не хотели допустить усиление сикхов, но подчинить их себе не смогли. После ряда побед Гобинд Сингх поселился в Анандпуре, где через несколько лет произошло важнейшее в истории сикхов событие – учреждение хальсы (орден чистых). Весенний праздник Байсакхи всегда был для сикхов поводом собраться возле гуру и весело встретить Новый год. К празднику 30 марта 1699 г. Гобинд Сингх приказал сделать особые приготовления, были отправлены приглашения, в которых указывалось, что все должны явиться вооружёнными. Перед собравшимися появился гуру с обнажённым мечом в руке и предложил выйти вперёд тем, кто готовы принести в жертву жизнь за гуру и дхарму. Как гласит легенда, он увёл первого вызвавшегося в шатёр и, вернувшись с окровавленным мечом, повторил свой вопрос. Не все сразу поняли, что происходит, и многие начали разбегаться в страхе.

 



 
PR-CY.ru