ГАЛИЧ Александр Иванович - Страница 6

В описании душевной жизни он опирался на концепции, восходящие к антропологии И. Канта, писал о неотчётливых побуждениях души, рассудке, чувствах и воле, рассматривал душу человека как его невещественную и бессмертную сущность, связывал нравственность с данной человеку от Бога свободой, понимал свободу человека как способность начинать «ряд явлений» вопреки внешней необходимости и видел в извращённом направлении воли источник пагубных страстей. Эта книга А.И. Галича также стала предметом противоположных мнений и оценок. Она была представлена на соискание Демидовской премии 1834 г. и удостоена половинной премии (2500 руб.); рецензенты профессор Адам Андреевич Фишер и академик Карл Эрнст фон Бэр сочли, что «книга его не есть простая компиляция, а без сомнения собственное достояние Автора, плод многолетних трудов и изысканий». Э.Л. Радлов признавал исторические заслуги уже «отжившей свой век антропологии», которая «стремилась понять человека из общей идеи». Г.Г. Шпет утверждал, что «в основу книги положен Свабидессен, причём первая треть есть просто сокращённый перевод из него... затем более вольное изложение…» и только «в описании отдельных душевных состояний Галич более самостоятелен». В 1837 г. А.И. Галич был уволен из университета, однако благодаря помощи друзей и почитателей его таланта в следующем году устроился на работу в Министерство государственных имуществ переводчиком с немецкого, французского и польского языков, а в 1839 г. был назначен начальником Архива при провиантском департаменте с годовым окладом 5 тыс. руб. ассигнациями (для сравнения – жалованье экстраординарного профессора составляло 1600 руб. в год) и получил чин статского советника. Несмотря на материальное благополучие и наличие свободного времени, А.И. Галич тяготился своим положением. В 1838 или 1839 г. в дачном доме А.И. Галича произошёл пожар, уничтоживший среди прочего две рукописи – «Философию истории человечества» и «Всеобщее право»; А.В. Никитенко «видел эти сочинения начисто переписанные в нескольких огромных тетрадях». А.И. Галич очень изменился после этого, но, понимая лучше многих современников необходимость создания философского словаря, он в 1845 г. выпустил первый том «Лексикона…». А.И. Галич считал «Лексикон…» самостоятельным произведением, и это нисколько не противоречило тому, что как выбор терминов, так и содержание статей, за редким исключением, отражали точку зрения философии И. Канта и Ф.В.Й. фон Шеллинга. Односторонний, тем не менее, весьма ценный труд А.И. Галича не удостоился должного внимания и был забыт. А.И. Галич готовил материалы ко второму тому, но завершить его не успел: он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.



 
PR-CY.ru