ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 4

Характерно отсутствие чётких указаний на совершителя мессы и других служб – пресвитера или епископа (часто говорится просто sacerdos). Епископ упоминается только в связи с конфирмацией. Наличие чинов крещения и примирения кающихся объясняется тем, что с V в. пригородные титулы имели общий баптистерий, а чин примирения со времени папы Григория I Великого совершался пресвитерами. Набор чинов, входящих в состав третьей книги, объясним только условиями приходской жизни. Как полагают исследователи, Сакраментарий Геласия использовался и в городских монастырях (на это указывает характер монашеских дополнений к основному тексту Сакраментария Геласия). Кроме того, уже эта редакция Сакраментария Геласия имеет признаки адаптации к условиям литургической жизни во Франкском королевстве (включение недостающих в оригинале епископских чинов, молитвы и обряды которых заимствованы из других римских или галликанских источников). Тот факт, что формуляры месс четвергов Великого поста и субботы перед Входом Господним в Иерусалим в Сакраментарии Григория (например, в Hadrianum) построены по «геласианской» модели (хотя в Сакраментарии Геласия служб для этих дней нет), говорит о том, что Сакраментарий Геласия оставался авторитетным источником и продолжал использоваться в Риме и в первой половине VIII в. Однако теория А. Шавасса, особенно его гипотетическая реконструкция римского кодифицированного архетипа Сакраментария Геласия, подверглась серьёзной критике. Ряд учёных предполагают, что в основе Reginensis, как и в основе других франкских собраний римских чинов и молитв, лежит несколько источников, которые сведены воедино компилятором. Одни полагают, что этими источниками являются libelli (лат. записи месс), другие – итальянские (или, точнее, кампанская и равеннская) компиляции, которые могли получить распространение во франкских землях посредством влиятельного на континенте англосаксонского монашества. Таким образом, Сакраментарий Геласия лишь частично отражает римскую практику VII в. и может привлекаться для исследования литургической ситуации в Италии вне пределов Рима. Вторая редакция Сакраментария Геласия появилась при Пипине III Коротком (751–768 гг.; помимо прочего, на это указывает наличие памяти св. Хрисогона 24 ноября, которого Пипин III считал своим покровителем) в одном из бенедиктинских аббатств Галлии (в Сакраментарии есть месса на память Венедикта Нурсийского (11 июля), а его имя включено в канон мессы; память мученика Прикса (Приеста), епископа Клермонского (ум. в 674/676 гг.), указывает на монастыри Вольвик (Овернь), где на месте его мученичества была построена базилика, или Флавиньи (Бургундия), куда были перенесены его мощи после 761 г.), по мнению исследователей, в связи с приездом туда в 754–755 гг. папы Стефана II.

 



 
PR-CY.ru