ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 2

По мнению исследователей, в целом ред. H и ред. T достаточно близки и относятся к первому типу Сакраментария Григория. Однако они полагают, что если ред. H предназначалась для папы, то ред. T – для епископа другой кафедры. Ко второму типу они относят Падуанскую редакцию (далее: ред. P; середина IX в.), которая возникла в 650–680 гг. Поскольку дополнения к ней не содержат епископских чинов, она могла предназначаться для пресвитеров базилик extra muros (вне стен Рима). По мнению исследователей, ряд признаков указывает на базилику св. Петра в Ватикане. Ред. P содержит добавления из Древнего Сакраментария Геласия. Других полных копий этой редакции не сохранилось, но, судя по присутствию молитв из ред. P во франкских Сакраментариях (так называемых Gelasiana Mixta), исследователи полагают, что она стала известна в Галлии раньше ред. H (около 760–770). К ред. P относятся Киевские листки (фрагменты глаголического Миссала, X–XI вв.). Общий для трёх редакций материал Сакраментария Григория, как полагают исследователи, представлял собой Сакраментарий, составленный для римского пресвитера, заменявшего папу на время его болезни или отсутствия в городе. Согласно теории А. Шавасса, это могло произойти в тот период, когда престол св. Петра оставался свободным очень долго: например, в течение 19 месяцев после кончины папы Агафона (678–681 гг.) и до избрания Льва II (11 января 681 г. – 16 августа 682 г). Хотя все три редакции содержат набор Богородичных праздников в том виде, в каком он сложился при папе Сергии I, молитвы мессы различаются. Кроме того, в ред. P и ред. T ещё не предписывается пение Agnus Dei, установленное тем же папой. Формуляры месс для четвергов Великого поста, введённые в 715 г. папой Григорием II, не принадлежат к оригинальному слою трёх редакций и составлены частично на основе Сакраментария Геласия. Исследователи отмечают, что главным отличием Сакраментария Григория от Сакраментария Геласия является отсутствие деления на книги или разделы. Порядок чинов и молитв мессы соответствует порядку литургического года, при этом подвижный и неподвижный циклы смешаны. Основному тексту Сакраментария в ред. H и ред. T предшествуют несколько чинов: в ред. H – чин совершения римской мессы (в состав входят канон мессы, молитва «Отче наш» с эмболизмом, лобзание мира, Agnus Dei), молитвы ординации епископов, пресвитеров и диаконов; в ред. T – только «вседневные молитвы» (мессы рядовых воскресений) с каноном мессы. Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и несколько формуляров воскресных месс. Далее – праздник Богоявления, ряд памятей (14 января – 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу первой седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост первого месяца).

 



 
PR-CY.ru