ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ

ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.) – монах-книжник, связанный с окружением Киевского митрополита Георгия, автор цикла седмичных поучений – сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита). Биографические сведения о нём ограничиваются сообщением в заголовке цикла в списке третьей четверти XV в. (Российская государственная библиотека): «В лето 6570. Григориа Философа, пришедшаго из Царя града с митрополитом Георгием при князи Изяславе сына Ярославля (так!) словес седмь, створено на ползу души, по пению Параклития». Время прибытия Григория Философа на Русь (или написания им поучений) определяется (в зависимости от стиля, использованного в записи) от марта 1061 г. (ультрамартовский стиль) до февраля 1063 г. (мартовский стиль). Прозвище автора свидетельствует о его высокой образованности (по представлениям древнерусских книжников), об авторитете среди современников и, возможно, косвенно указывает на обучение Григория Философа в Магнаврской школе в Константинополе (по аналогии с носившими такое прозвище другими лицами). Вопрос о национальной принадлежности Григория Философа остаётся открытым: он в равной мере мог быть и болгарином, и русским, получившим образование в столице Византии. Менее вероятным исследователи считают (хотя полностью и не исключают) его греческое происхождение, поскольку в приведённом заголовке цикла отсутствует указание на перевод памятника. Национальные и конкретно-исторические реалии (и даже аллюзии) в тексте цикла отсутствуют. Выдвинутая раньше в статьях Юрия Дмитриевича Рыкова и Анатолия Аркадьевича Турилова гипотеза о болгарском происхождении Григория Философа являлась попыткой согласовать сведения о книжнике, ставшие известными на рубеже 1970 и 1980 гг., с мнением Алексея Ивановича Соболевского, на основании анализа лексики (отмеченной не столько яркими болгаризмами, сколько отсутствием явных русизмов) относившего цикл поучений (известный ему по списку, где в заглавиях текстов стояло имя Кирилла Философа) к памятникам болгарской литературы X в. Состояние изучения цикла седмичных поучений до 1980 гг. определялось тем обстоятельством, что в литературе был широко известен лишь список Российского государственного архива древних актов. Московский главный архив Министерства иностранных дел (издан в 1901 г. А.И. Соболевским), в котором автором поучений был назван Кирилл Философ (притом, что публикатору сравнительно скоро стали известны списки с именем Григория Философа в заглавии). Главные усилия исследователей были направлены на отождествление автора с соимённым историческим лицом (эти попытки были, как правило, неудачными), причём хронологический диапазон (при допущении взаимозаменяемости имён Константин и Кирилл – под влиянием сочетания крестильного и монашеского имён славянского первоучителя) мог колебаться в пределах полутысячелетия – от Константина Преславского до Константина Костенечского.

 



 
PR-CY.ru