ГОНОРАТ - Страница 3

В IV–V вв. на фоне общего обнищания галльских городов и сокращения числа их жителей Арелат переживал экономический подъём, его политическое значение росло: он часто становился резиденцией западных императоров. Рост политического значения Арелата привёл и к укреплению авторитета Арелатской кафедры. Епископское служение Гонората описано в «Похвальном слове...» в общих чертах: добрый пастырь, проявлявший духовную заботу обо всех пасомых. Единственный конкретный поступок, о котором упоминает Иларий, – это передача сокровищ, накопленных епископом Патроклом, на выкуп пленных. В 429 г. Гонорат, почувствовав приближение смерти, призвал к себе Илария и других близких учеников, к одру святого прибыл действующий префект Галлии, чтобы узнать волю умирающего епископа относительно его преемника: Гонорат указал на Илария. Гонорат был погребён в некрополе Элисий (Елисейские поля, современный Алискан) к востоку от Арелата, в базилике мученика Генесия, которая с V в. стала усыпальницей Арелатских епископов. Впоследствии эта церковь также получила посвящение и в честь Гонората (Генесия и Гонората). Несмотря на бедствия, которые пережил Арелат с VI по X вв., мощи хранились в этой церкви до 1390 г., когда были похищены одним из местных сеньоров. Благодаря вмешательству церковных властей вплоть до авиньонского папы через год мощи были переданы Леринскому монастырю и торжественно перенесены туда (20 января 1391 г.). В конце XVIII в., во время Французской революции, правительство конфисковало драгоценную серебряную раку, сами же мощи для большей сохранности были распределены Грасским епископом по различным церквам его диоцеза. После революции большая часть мощей была возвращена на Лерин. Имя Гонората появилось уже в галльской (осерской) редакции (конец VI в.) Мартиролога Иеронима, откуда оно перешло в исторические мартирологи Каролингской эпохи, затем в Римский Мартиролог. «Похвальное слово о жизни св. Гонората» епископа Илария имело большое значение для испанского монашества в вестготский период (VI–VII вв.), его знал Исидор, епископ Гиспалиса (современная Севилья). Фруктуоз, епископ Бракары (современный Брага), просил своего друга Браулио, епископа Цезаравгусты (современная Сарагоса), прислать ему Житие Гонората. В XI–XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных Слов в честь других святых. Одно из них – панегирик Орлеанскому епископу Аниану, составленный около 1200 г. в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (как полагают исследователи, им самим). Около 1120 г. Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервосского, составил одну из четырёх проповедей, посвящённых св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из «Похвального слова...», расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана. Личность Гонората оказывала воздействие на духовную жизнь средневековой Франции, в особенности Прованса. Около 1300 г. провансальский трубадур и леринский монах Феро Раймон написал стихотворное «Житие св. Гонората». Поэма изобилует анахронизмами (например, Гонорат появляется в обществе императора Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, как полагают исследователи, памятника итальянского происхождения XIII в.



 
PR-CY.ru