ГЕНОВЕФА, Женевьева - Страница 7

Наиболее известно чудо с неугасимой лампадой у гробницы Геновефы; её масло имело благодатную силу исцелять недуги. Это сочинение неоднократно переписывалось и копировалось и сохранилось до настоящего времени в двух редакциях. Во время осады Парижа норманнами под предводительством Сигурда, длившейся целый год с ноября 885 г., мощи святой были перенесены из аббатства и укрыты за городскими стенами. Их носили вдоль крепостных сооружений, при этом, как сообщает Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, Геновефа вместе с Богоматерью и другими святыми помогала осаждённым, не раз заставляя норманнов отступить. Возвращение мощей Геновефы в церковь апостолов Петра и Павла 29 октября 886 г. стало поводом для учреждения ещё одного празднества в честь святой – 28 октября. В 1130 г. Париж был спасён заступничеством Геновефы во время эпидемии болезни, которую называли «священная горячка». Жители приносили и приводили больных в собор Парижской Богоматери, ожидая милости от Бога. Когда туда были внесены мощи Геновефы, начали происходить исцеления, и вскоре эпидемия прекратилась. Сохранилось сказание об этом чуде, составленное неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев. Прибывший через год в Париж папа Иннокентий II (1130–1143 гг.) засвидетельствовал исцеление и учредил празднество в честь Геновефы (26 ноября), которое официально именовалось «Прославление святой Геновефы», народное название – «Святая Геновефа воспалённых» («Сент-Женевьев-дез-Ардан»). То же название получила и церковь, выстроенная в честь этого события на острове Сите недалеко от собора Богоматери и именовавшаяся также «Святая Геновефа Малая» («Сент-Женевьев ла Птит»). Впоследствии народное предание связало местонахождение этой церкви с домом Геновефы в Париже. В 1161 г. к этим празднествам добавилось ещё одно – 10 января, связанное с открытием и рекогницией мощей Геновефы. Поводом к открытию мощей послужило выступление на Соборе епископов в Париже Манассии, епископа Орлеанского, который усомнился в том, что глава Геновефы находится в посвящённой ей церкви. Открытие мощей произвели в присутствии народа и монахов обители Геновефы архиепископ Санский и епископ Осерский. Впоследствии они составили официальное определение, в котором подтверждалось наличие мощей в полной целости и сохранности. В этом постановлении, которое приводится в повествовании об обретении мощей, также утверждались все четыре празднества в честь Геновефы. С XII в. монастырь Сент-Женевьев становится одним из центров просвещения. В 1136 г. на холме св. Женевьевы основал школу Пьер Абеляр. Впоследствии выросший здесь квартал, названный Латинским, оказался центром парижского студенчества. В 1230 г. парижский ювелир Боннапа изготовил драгоценную раку, куда были помещены мощи Геновефы; эту раку носили по улицам Парижа во время торжественных процессий в честь святой.

 



 
PR-CY.ru