ГАВРИИЛ - Страница 2

Запись на Студийском уставе конца XII в. сообщает, что непосредственно перед кончиной Гавриил «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (по-видимому, речь идёт о принятии святителем схимы). Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Гавриил в «черничьстве» носил имя «Григорий» (исследователи думают, что это было схимническое имя святителя). Гавриил погребён в северной галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась его икона. Архимандрит Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Гавриила, однако в «Росписи новгородских святынь» (1626–1634 гг.) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (конец XVII в.) о Гаврииле сказано: «Не свидетельствован». Ныне его мощи почивают под спудом (в 1940 г. были исследованы археологом Вульфом Вениаминовичем Гинзбургом, который предположил, что архиерей скончался в возрасте около 40 лет). Местная канонизация Гавриила совершилась в 1439 г., когда Новгородский архиепископ Евфимий II (Вяжицкий) установил на 9 октября празднование памяти русских князей и Новгородских епископов, погребённых в новгородском Софийском соборе (общецерковное почитание началось после 1549 г.). Память святителя отмечена в Кайдаловских святцах (вторая половина XVII в.) под 8 августа и в некоторых списках «Описания о российских святых» (конец XVII –с XVIII вв.). Имя Гавриила входит в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Служба Собору была составлена около 1831 г., в третьем тропаре третьей песни канона утрени Гавриил прославляется как продолжатель дел своего брата. В тексте иконописного подлинника конца XVIII в. о его внешнем облике сказано: «А образом надсед, брада Григория Богослова подоле, на концы три космачки извились, ризы кресты, испод разбел бакан, во амфоре, схима на плече ис под амфора вышла, а инде мантия» (день памяти не указан). Поясное изображение святого в парамане и архиерейской мантии, с непокрытой головой (вероятно, по аналогии с иконографией Новгородского архиепископа Иоанна) есть на иконе «Новгородские святые» священника Георгия Алексеева (1726 г., Исторический музей) – в верхнем ряду вторая фигура справа, за Новгородским архиепископом Моисеем; также на прориси с иконы новгородских чудотворцев XVIII в. – в рост, в рясе и мантии, с окладистой бородой и волнистыми прядями на плечах, в первом ряду третьим слева (тоже рядом со святителем Моисеем). В святительском облачении (в крещатой фелони, омофоре и клобуке, с Евангелием в руках) он представлен в первом ряду слева, между святителями Феоктистом и Евфимием Новгородскими, на иконе «Собор Новгородских святых» (XIX в., Новгородский музей); также на литографии 1890 г., изданной в Новгороде, Гавриил с непокрытой головой, указывает на раскрытую книгу. В составе Собора русских святителей он изображён вместе со святителем Иоанном в одном из клейм иконы второй половины XIX в. (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге), облачён в саккос, омофор и митру, у него длинная борода с проседью и волнистые волосы, в руках – Евангелие. Аналогичное изображение в группе святых XII в. на одной из композиций конца 1860–1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 1970 гг.) в галерее русских святых в почаевской Успенской лавре; во всех указанных произведениях поименован «Григорием».



 
PR-CY.ru