ГУМИЛИАТЫ

ГУМИЛИАТЫ (от лат. humiliati – униженные, ничтожные, смиренные, покорные) – средневековая монашеская конгрегация, оформившаяся из движения мирян, члены которого выступали за возвращение к апостольской простоте и бедности, за покаяние, терпение и смирение перед волей Божьей. Движение гумилиатов стоит в ряду других религиозных течений, выступавших за обновление пришедшей в упадок религиозной жизни и приближение её к евангельским идеалам, а также критиковавших церковные устои вплоть до их полного неприятия. Протест против неправедных обычаев духовенства выразился в провозглашении бедности и смирения в качестве основных добродетелей новых религиозных движений (лионские бедняки, катары, вальденсы, бегинки и бегарды). Время возникновения движения гумилиатов точно не известно. Согласно одной из поздних версий, гумилиатами стали называть участников восстания против императора Генриха V (1106–1125 гг.), которые были захвачены в плен и отпущены на родину в Ломбардию (Северная Италия) при условии их покорности императору и образования христианской общины. Наиболее ранним источником по истории гумилиатов является Ланская хроника (начало XIII в.), где их появление относится к 1170 гг. Получившее распространение в основном в Ломбардии движение гумилиатов преимущественно состояло из чесальщиков шерсти и сукноделов. Их отличительными внешними признаками были берет с небольшими отогнутыми полями из грубой шерсти серого цвета и одежда из некрашеной ткани. Согласно одной из версий, название «гумилиаты» было связано именно с отказом членов движения от одежды из дорогой крашеной ткани; другое название гумилиатов – «серые братья смирения» (итал. «berrettini della penitenza»), по пепельно-серому цвету одежды. Первоначально группы гумилиатов состояли только из мирян, которые имели право вступать в брак, но давали обещание жить в простоте и бедности, воздерживаться ото лжи и лишних обязательств. Главной обязанностью объединения гумилиатов была защита католической веры (pro fide catholica se opponentes). Они жили семьями, образуя внутри городского населения обособленную группу. Впоследствии среди них выделился круг лиц, давших обет безбрачия и монашеского послушания; позднее к ним примкнула группа духовных лиц. Папа Римский Александр III (1159–1181 гг.) в 1179 г. благословил движение, однако запретил его членам проповедовать. Поскольку по образу жизни гумилиаты были близки к вальденсам, их отлучение папой Римским Луцием III (1181–1185 гг.) в 1184 г. на Соборе в Вероне коснулось и гумилиатов. Бо́льшая их часть восстановила церковное общение с архиепископом Милана, и впоследствии отлучение с конгрегации было снято. Гумилиаты мало интересовались догматическими проблемами, для них важнее была возможность придерживаться определённых форм религиозной жизни. Они объединялись в конгрегации (чаще мирские, чем монашеские), связанные не только общностью религиозных устремлений, но и профессионально-экономическими интересами (основная масса гумилиатов занималась сукноделием). Часть этих гумилиатов («смиренных») создали замкнутые общежития, мужские, женские и смешанные. Одни из них, под влиянием Джованни Ольдрадо из Меды, уподобились каноникатам (так называемый первый орден), другие (второй орден) остались более свободными организациями. В конце XII в. часть гумилиатов пришли в столкновение с клиром и церковью на почве отрицания клятвы и проповедничества и склонились к ереси. Движение гумилиатов стало предшественником движения патаренов – радикально настроенной группы верующих, выступившей против представителей высшей церковной иерархии и миланской знати.

 



 
PR-CY.ru