ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 8

Основную часть литературного наследия Григория Цамблака составляют похвальные и торжественные слова на церковные праздники триодного и минейного циклов и поучения на тему христианской (в частности, иноческой) жизни. В настоящее время известно не менее 25 его проповедей, 18 из которых входит в состав разных списков «Книги Григорий Цамблак»: «Слово о Божественных тайнах» (приурочено к 20 декабря), «О усопших и о еже яко странни жити на земли», «О иноческом житии, яко ангелом подобитися», Похвальное слово преподобным отцам в Сырную субботу, Слово похвальное 40 мученикам Севастийским, Слово в Неделю вербную (начало: «Паки Спас в Иерусалим входит»), «Слово в Великий четверг о предании Господа Бога и Спаса нашего и о Иуде», «Слово в Великий пяток, о еже узрите Живот ваш висящ пред очима вашими и на еретики», Слово на Вознесение Господне, Слово на Рождество пророка Иоанна Предтечи, Похвальное слово апостолам Петру и Павлу, Похвальное слово пророку Илии, Слово на Преображение Господне, Слово на Успение Пресвятой Богородицы, Слово на Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Слово на Рождество Пресвятой Богородицы, Слово на Воздвижение Креста Господня, Похвальное слово великомученику Димитрию Солунскому. Кроме того, сюда относятся не входящие обычно в состав авторских сборников Похвальное слово первомученику Стефану, написанное Григорием Цамблаком, как полагают исследователи, в сербский период его жизни, созданное в молдавский период Слово в Неделю цветоносную (начало: «Вчера убо, любимицы, в Вифанию слышахом пришедша Господа»), относящиеся к тому же времени беседы «О посте и слёзах» и «О милостыне и нищих», написанные в разное время Похвальные слова великомученику Георгию: анонимное, атрибутированное А.И. Яцимирским Григорию Цамблаку (начало: «Вчера, любимици, светлый Воскресения праздновахом праздник»), с именем в заглавии «Григория, мниха и презвитера, игумена обители Пантократоровы» (начало: «Великое некое и чюда полно мужьство») и обнаруженное Юрием Константиновичем Бегуновым (1932–2014 гг.) с именем «Григория, архиепископа Российского» (начало: «И вси убо мученическаго лика и иже по Христе подвизи и страдания»), – а также краткое поучение о прощении грехов. Помимо этого исследователи атрибутируют Григорию Цамблаку ряд анонимных сочинений: «Поучение ко всем православным христианам», относимое к молдавскому периоду творчества писателя, Слово похвальное о страданиях великомученика Димитрия Солунского, предисловие к Лествице, молитва новопоставленного архиерея. Некоторые тексты (преимущественно малые), такие как отдельные толкования на Псалтирь в западнорусских рукописях  и на Апостол, стихира на Успение, носящие в списках XVI–XVII вв. имя Григория Цамблака (в реальности могут быть извлечениями из его сочинений, сделанными позднейшими книжниками). Проблема с датировкой (и вследствие этого с локализацией) учительных и торжественных слов Григория Цамблака состоит в том, что автор на протяжении жизни (в соответствии с саном и занимаемым положением) именовал себя по-разному («мнихом», «иеромонахом», «мнихом и пресвитером», «(бывшим) игуменом монастыря Пантократор», «игуменом Плинарийского (“Плинаирского”) монастыря», «архиепископом Российским», «митрополитом Киевским и всея Руси»); при этом в заголовках одних и тех же текстов в разных списках могут стоять разные определения.

 



 
PR-CY.ru