ГЛАВА ЦЕРКВИ

ГЛАВА ЦЕРКВИ – название носителя высшей власти в церкви. В собственном смысле это определение относится исключительно к Иисусу Христу. По слову апостола Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:23). В послании к Ефесянам (4:11–16) мысль о главенстве Христа в церкви выражена с особой полнотой и отчётливостью: «...Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…, дабы мы не были более младенцами…, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Главенство Христа в церкви – основополагающий экклезиологический догмат (экклезиология – учение о спасении). Но церковь как эмпирическое общество людей нуждается во внешней организации, которая немыслима без реальных органов власти. Вопрос о видимом главе церкви не получил повсюду однообразного решения. Православное вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как главы церкви. Католическая экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять». Полный титул папы – епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих. Начиная со II в. и до первого Ватиканского собора 1869–1870 гг. учение о папе Римском как видимом главе церкви получило законченную форму и стало догматом католической церкви. Римский епископ как наместник Христа и преемник апостола Петра является Вселенским епископом и непогрешимым учителем в области догматического и нравственного богословия, связанным только авторитетом Священного Писания и Предания. Ему принадлежит верховенство чести и полнота власти в церкви. На Востоке высшая власть в церкви принципиально признавалась принадлежащей Вселенским соборам, но при сохранении сильной императорской власти. Главой церкви фактически являлся император, который созывал Вселенские соборы, часто лично или через уполномоченных на них председательствовал, утверждал их постановления, издавал церковные законы и даже догматические определения. Поэтому именно догматические споры сильно подняли значение императоров. После падения Византии (XV в.) положение главы Восточной церкви занял Константинопольский патриарх. Ныне никто из православных епископов не именуется главой Вселенской церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю Константинопольской церкви, одним из титулов которого является «Вселенский Патриарх». Поэтому понятие главы церкви употребляется в православной церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных церквей, и речь в случае подобного словоупотребления идёт о главенстве в Поместной церкви.

 



 
PR-CY.ru