ГИЛЬДЕБРАНД Дитрих фон - Страница 3

Его идеи оказали большое влияние на многих отцов второго Ватиканского собора (1962–1964 гг.), в том числе на будущего папу Римского Иоанна Павла II (1978–2005 гг.). Гильдебранд соединял традиционную для средневекового и посттридентского католицизма схоластическую философию с феноменологическим методом. При этом он решительно выступал против гуссерлевского крайнего феноменализма (восходящего к Канту). Гильдебранд недвусмысленно оговаривает, что существование внешнего мира несомненно, его познание основано на адекватности объектов и результатов познания, а акт познания не предусматривает создания, конструирования каких-то особых объектов, отличающихся от вещей познаваемого мира; речь может идти только о проникновении в познаваемую вещь (позиция, находящаяся в полном соответствии со схоластической гносеологией, например, в томистском её варианте). В области онтологии он оговаривал уникальный статус церкви, которая не может быть редуцирована к какой-либо иной социальной реальности. Говоря о соотношении общества и личности Гильдебранд безоговорочно выступал в пользу онтологического и этического примата последней. Феноменологический анализ духовной жизни включал и феноменологию святости. Одна из причин кризиса современности – оскудение святости, которая обладает реальной силой преобразования мира. Один из объектов критики Гильдебранда – философия Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.), которую он оценивал не только как модернистскую в религиозно-догматическом плане, но и как беспомощную философски: «Ещё одна серьёзная ошибка связана с его (Тейяра) концепцией человека, а именно с его неспособностью понять радикальное отличие духа от материи» («Тейяр де Шарден: на пути к новой религии»). В целом позицию фон Гильдебранда исследователи характеризуют как последовательно консервативную. Послесоборную ситуацию в католической церкви он оценивал со сдержанной критикой, не касаясь в критическом ключе вопросов, связанных с каноничностью деятельности Собора. Говоря о модернистском кризисе, фон Гильдебранд избегал оценок деятельности самого второго Ватиканского собора как обновленческой, а говорил о катастрофичной по последствиям интерпретации его решений в модернистском духе, что и определило в целом постсоборный курс. Особенно критически выдержанной оказалась его книга «Опустошённый вертоград» («Разорённый виноградник»), где, в частности, была дана резко негативная оценка литургической реформе (на самом втором Ватиканском соборе конкретных постановлений об изменении литургии было принято мало, поэтому резкая критика выглядит как не задевающая Собор непосредственно). Также он безоговорочно выступал в защиту целибата. Несмотря на некоторую непрояснённость позиции фон Гильдебранда относительно деятельности Собора, его работы стали весьма популярными в консервативно-традиционалистских католических кругах. Главные труды: «В защиту чистоты» (1927 г.); «Брак» (1929 г.); «Литургия и личность» (1933 г.); «Преображение во Христе» (1940 г.); «Этика» (1952 г.); «Мораль» (1978 г.); «Эстетика» (1977, 1984 гг.); «Что такое философия?» (1960 г.); «Новая Вавилонская башня» (1954 г.); «Милосердное проклятие» (1993 г.); «Сущность любви» (1971 г.).



 
PR-CY.ru