ГЕФСИМАНИЯ

ГЕФСИМАНИЯ – местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима, вблизи долины Иосафата (Кедронской), близ Стефановских ворот; место молитвы Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью. Во время пребывания в Иерусалиме Он не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк. 21:37; 22:39; Ин. 18:2), здесь провёл в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф. 26:36–56; Мк. 14:32–52; Лк. 22:39–53; Ин. 18:1–12). Попросив трёх избранных апостолов (Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых) бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк. 14:33), обратившись к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42; ср.: Мф. 26:39; Мк. 14:36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк. 22:44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом, который поцеловал Учителя, подав, таким образом, знак вооружённым слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф. 26:47–50; Мк. 14:43–45; Лк. 22:47–48). Евангелисты Матфей (Мф. 26:30) и Марк (Мк. 14:32) определяют Гефсиманию как выделенный участок, владение на Елеонской горе, вероятно, принадлежащее кому-то из тайных или явных приверженцев Христа. Апостол Лука не упоминает Гефсиманию, подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек на Елеоне (Лк. 22:39). Только апостол Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности, однако он не даёт названия Гефсимании (Ин. 18:1). Очевидно, это был ограждённый стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошёл в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф. 26:37; Мк. 14:32–34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф. 26:39; Мк. 14:35). Существовали различные традиции, локализующие в Гефсимании место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу. В настоящее время на территории Гефсимании находятся церковь Успения с гробницей Пресвятой Богородицы (греческая и армянская), Гефсиманский монастырь во имя равноапостольной Марии Магдалины (РПЦЗ), францисканский храм Моления о Чаше на месте Гефсиманской молитвы, Пещера учеников (или Пещера предательства) и сад с восемью маслинами 300-летнего возраста, приобретённый и огороженный францисканцами в XVII в. (небольшая часть евангельского Гефсиманского сада). Местное предание о том, что эти деревья современны евангельским событиям, маловероятно, с точки зрения учёных, занимающихся ботаникой и историей (согласно Иосифу Флавию, воины римского императора Тита срубили все маслины в окрестностях Иерусалима во время осады города). С Гефсиманией связана группа памятников христианской археологии и церковной архитектуры. Церковный историк Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.) упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы. В Бурдигальском итинерарии (333 г.) указывается, что за восточными воротами Иерусалима, в долине Иосафата, при подъёме к Елеонской горе, с левой стороны находились виноградники со скалой, где Иуда предал Христа, а с правой – пальма, с которой дети срывали ветви во время Входа Господня в Иерусалим.

 



 
PR-CY.ru