ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич - Страница 2

31 декабря 1911 г. на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге Георгиевский сделал доклад о фресках Дионисия, после чего начались многочисленные поездки в Ферапонтов монастырь художников и других людей творческих профессий. Фотографии фресок Ферапонтова монастыря, представленные на выставке съезда, вызвали дискуссию о способах наилучшей передачи цвета и фактуры живописи Дионисия. Одновременно В.Т. Георгиевский организовал на съезде выставку древних икон из московских и санкт-петербургских частных коллекций, напечатал каталог выставки и её обзор в «Трудах» съезда. Георгиевский является автором одной из первых общих работ о древнерусском искусстве, опубликованной в качестве приложения к книге Шарля Байе «История искусств» (К., 1902 г.). В 1911–1913 гг. Георгиевский совершил три научных путешествия на Афон, доставил в Россию несколько фрагментов афонской стенной живописи и опубликовал альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914 г.), где впервые были изданы цветные фотографии фресок начала XIV в. в соборе Протата. В июле 1918 г. Георгиевский принял предложение Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960 гг.) войти в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России, созданную при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. В июле-августе того же года принимал участие в расчистке фресок XII в. в Дмитриевском соборе и фресок начала XV в. в Успенском соборе во Владимире. Пользуясь связями в высших церковных кругах, получил грамоту патриарха Тихона с благословением на производство этих работ и на осмотр чудотворной Боголюбской иконы Божьей Матери в соборной церкви Боголюбова монастыря. В сентябре 1918 г. участвовал в экспедиции Александра Ивановича Анисимова (1877–1937 гг.) в Кириллов Белозерский и Ферапонтов монастыри, где была, в частности, расчищена икона-портрет преподобного Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому. В этот период Георгиевский активно переписывался с находившимся в эмиграции Кондаковым, которого считал своим учителем. После возвращения из экспедиции занял должность инспектора при Главном управлении архивного дела в Петрограде, но 1 сентября 1919 г. перешёл на должность хранителя древних тканей в Оружейную палату Московского Кремля. Умер в Москве, похоронен на Даниловском кладбище. На смерть В.Т. Георгиевского откликнулись Дмитрий Власьевич Айналов (1862–1939 гг.), Николай Петрович Сычёв (1883–1964 гг.) и Виктор Николаевич Нечаев (1913–1943 гг.), выступившие на памятном заседании Зубовского института 19 мая 1924 г. (доклады не опубликованы; сохранились тезисы задуманной Анисимовым статьи о Георгиевском). Его дочь, Е.В. Георгиевская-Дружинина, после смерти отца издала последнюю, подготовленную ещё до 1917 г., научную работу Георгиевского – «Памятники старинного русского искусства Суздальского музея» (М., 1927 г.). Книга вышла по заказу Главного управления научных учреждений СССР при личном содействии Натальи Ивановной Седовой-Троцкой (1882–1962 гг.) тиражом в 150 экз., с фототипическими таблицами были опубликованы только единичные экземпляры. Незначительная часть архива Георгиевского сохранилась в бумагах Георгиевской-Дружининой в ОР ИРЛИ РАН и в секции рукописей ГРМ.



 
PR-CY.ru