ГОББС Томас - Страница 3

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории, – он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, а завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Он предложил понятие «усилие» для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода – особенно те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна – это действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации – это реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известна теория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений – влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел. Он планировал написать философскую трилогию, которая давала бы трактовку тела, человека и гражданина (работа над этим грандиозным проектом постоянно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни). Работать над трактатом «О теле» Гоббс начал вскоре после публикации трактата «О гражданстве», однако закончил его только после своего возвращения в Англию. Трактат «О человеке» появился в 1658 г., когда молодой принц Карл (будущий Карл II) был вынужден бежать в Париж после поражения в битве при Нейзби. Гоббс отложил размышления о физике и начал работать над своим шедевром – трактатом «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), где лаконично и остро сформулировал взгляды на человека и государство (Левиафан – это морское чудовище, описанное в Книге Иова, 40–41). Гоббс был приглашён к принцу учителем математики (эту должность ему пришлось оставить из-за серьёзной болезни, которая чуть не свела его в могилу). Его положение в Париже стало весьма опасным после смерти в 1648 г. друга и покровителя Марена Мерсенна. Гоббса заподозрили в атеизме и борьбе с католицизмом. Карл I был в 1649 г. казнён, и вплоть до 1653 г., когда Оливер Кромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правления. В 1651 г. Гоббс опубликовал главный труд своей жизни и самое объёмистое своё произведение – «Левиафан». Он появился как раз вовремя, а приводившаяся в нём аргументация и нежелание автора находиться в слишком близких отношениях с принцем Карлом позволили Гоббсу испросить у Кромвеля разрешения вернуться на родину. В «Левиафане» доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по Божьему соизволению (то же самое говорилось в парламенте). С другой стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютная власть суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания любой формы правления, какая бы ни одержала верх в то время. «Левиафан» обычно считают сочинением на политические темы, однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и «машине», а завершаются пространными полемическими рассуждениями насчёт того, какой должна быть «истинная религия». Однако общефилософские взгляды содержали лишь начальные главы книги, а остальная часть была посвящена вопросам государственного и социального устройства общества. Гоббс жаловался на недостаток философского прогресса у его философских предшественников.

 



 
PR-CY.ru