ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - Страница 9

«Смысл» является основным в решении проблемы понимания. Это – многогранное явление, а не только синоним значения языковых выражений. Смыслы обнаруживаются и в материальных ценностях (имеется в виду культура), и в умственной деятельности человека, в частности, в его коммуникациях. Процессы смыслообразования происходят в сфере культуры и находят свое выражение в языке. Вслед за М. Хайдеггером под смыслом необходимо иметь в виду «к чему» и «ради чего» всякого поступка, поведения, свершения, т.е. у смысла есть направленность, точнее, он сам есть направленность к конечной цели, какому-то концу чего-либо. В коммуникации смыслы содержатся в том, к чему мы апеллируем в беседе. Смысл – это не только слово, текст, но и то, что нас окружает. Отсюда вытекают цели коммуникации: познавательная, побудительная, экспрессивная. Распространение или приобретение новых знаний, стимулирование людей к действиям, выражение эмоций – всё это мы и называем смыслами. Но для начала коммуникации нужно воплотить смыслы в содержании коммуникационного сообщения, т.е. придать им овеществлённый вид. Для завершения коммуникации тот, кто получил сообщение (реципиент), должен понять его, «распредметить» и включить смыслы в свою индивидуальную память. Смыслы могут иметь форму материальных, культурных ценностей (например, картины, оружие, древние жилища, посуда и т.д.). В них также воплощены знания и умения человека. Формирование новых смыслов появляется в результате взаимодействия между текстом и интерпретатором, поскольку понимание – это подключение к смыслам человеческой деятельности, это способ овладеть смыслами. Два мыслительных процесса (познание и коммуникация) основываются на понимании. Познавательное понимание включает в себя причинно-следственные связи, устройства машины, мотивы поведения человека, особенности сложившейся ситуации. Коммуникационное понимание – это понимание сообщения. Познавательное понимание – предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времён античности изучается герменевтикой. Коммуникационное понимание может иметь три формы. Во-первых, коммуникационное познание – реципиент получает новое для него знание (коммуникационное понимание сливается с познавательным). Во-вторых, коммуникационное восприятие – реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл (к примеру, текст басни понят, а её мораль уразуметь не удалось). В-третьих, псевдокоммуникация, когда реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения (нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков). Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознаёт поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы. Глубокое понимание включает сопереживание. Нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Коммуникационное познание находится на уровне «невероятности» понимания людьми друг друга. Невероятно то, что один индивид вообще понимает то, что подразумевает другой, т.к. имеет место автономия и индивидуализация их сознания. Понимание смысла возможно только в связи с контекстом, но в качестве такового поначалу выступает лишь содержание собственной памяти. Невероятность коммуникации есть невероятность её успеха. Даже если коммуникация будет понята, то это ещё не означает, что она будет принята.

 



 
PR-CY.ru